Учитель Церкви, святой Иероним, свой комментарий к Книге пророка Исайи начинает следующими словами:
Послушный заповедям Христа: “Исследуйте Писания” и “Ищите и найдете”, исполняю свой долг, чтобы случайно не услышал вместе с иудеями: “Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией”. Если же, как говорит апостол Павел, Христос есть силой Божией и Божией премудростью, то тот, кто не знает Писания, не знает силы Бога, ни Его любви: незнание Священного Писания есть незнанием Христа.
Складывается впечатление, что на протяжении веков эти слова святого оставались “гласом вопиющего в пустыне”. Несмотря на то, что Библия была первой книгой, вышедшей из-под печатного пресса, а сейчас является книгой, тиражи изданий которой превышают тиражи всех других издаваемых книг, книгой, переведенной на 60% языков мира, знание Библии в наше время находится на очень низком уровне. Со скорбью приходится добавить, что в среде католиков оно порой граничит с полным невежеством.
И в то же время видно, что люди ищут помощи в обретении этих знаний. Но одного знания недостаточно. Благодать Божия и действие Святого Духа необходимы для обновления жизни через Писание. Дыхание же Духа всегда направлено в сторону возбуждения интереса к истории спасительных действий Бога, через которые родилась Церковь. Истинная и глубокая духовная жизнь немыслимы без чтения и изучения Библии, и потому обращение к ней людей живой веры так же естественно, как дыхание. В ней они находят повествование, которое придает смысл их жизни здесь и является источником надежды жизни грядущей. Те, кто начал находить богатства библейских сокровищниц, стремятся совершенствовать свое мастерство в изучении, чтобы услышать ещё более ясное и полное слово от Бога, о Котором Библия свидетельствует. Жажда Слова Божия и убеждение в том, что Святой Дух самым чудесным образом действует в нас, наставляя на всякую истину (ср. Ин 16, 13), – это уже знак Божией благодати, производящей Своё действие в людях.
Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы показать, как Библия может принести ещё большие плоды тем, кому её сокровищницы уже начали открываться, и, может быть, зажечь интерес в тех, у кого нет никакого интереса к Библии. Речь пойдет прежде всего о правильном настроении, с которым нужно подходить к изучению Писания.
Библия – книга исключительная, совершенно уникальная. Хотя в некотором смысле её надо читать, как и любую другую книгу, в то же время её нельзя воспринимать так, как любое другое произведение. Если бы Библия была просто хорошей религиозной книгой или изложением самых высоких человеческих мыслей о Боге, тогда требования для её правильного чтения не отличались бы от требований для чтения других книг. Но Церковь верит, что Библия есть Слово Божие, обращенное к человеку. И то, что сказано в ней Богом человеку, не сказано нигде больше. Эта вера, конечно, не может быть доказана. Но если эта вера истинна, тогда Библия уникальна, и читать её нужно с настроением, неуместным при чтении любой другой книги. Если в ней и через неё говорит Бог, тогда её надо читать с особым благоговением, чтобы услышать в сокровенных глубинах нашей души голос Того, Кто так возлюбил человека, что вызвал его из небытия, многократно взывал к нему через знамения и пророков, а затем устами Своего воплотившегося Сына.
Как же тогда нужно читать и изучать Библию?
1. Библию нужно читать как книгу о Боге, открывшемся в Иисусе Христе
Библию нужно читать как книгу о Боге, открывшемся в Иисусе Христе, в Его живых отношениях с людьми. Человек, который не придаёт Богу главного значения в своей жизни, или человек, который не хочет, чтобы Бог обрел в ней такое значение, никогда не поймёт Писание.
Для всех библейских авторов Бог был единственным центральным фактом жизни, от которого обретают значение все другие факты. Чтобы понять написанное ими, мы должны быть готовы, по крайней мере, попытаться понять их опыт в этом аспекте. Для многих современных людей Бог лишь нечто нереальное, либо довод в споре, основанном на других реальностях. Так, например, могут утверждать, что, коль скоро мир существует, и регулярно повторяются времена года, и звезды следуют установленными им путями, должен существовать Бог, сотворивший всё это. Но в таком случае отправной реальностью для нас является мир, и лишь из этого мы заключаем, что должен быть Бог. Такой способ рассуждения показался бы совершенно чуждым авторам Священного Писания. Они шли в другом направлении. Поскольку существует Бог, говорили они, может существовать и мир. Для них существование физической вселенной было возможностью, основанной на более важном факте существования Бога. Произведения этих людей можно понять лишь тогда, когда мы до некоторой степени поймём их мировоззрение и будем читать написанное ими как свидетельство Богу живому.
Человек не может проникнуть в тайну бытия Бога. Но этот таинственный Бог жив и действует, и Его милостивое действие в истории можно познать. Летопись этой милости – Библия. Она раскрывает, что Бог совершил для человека. Его милостивое обращение с Израилем было устремлено к заключительному спасительному акту в жертве Его Сына – Иисуса Христа. Поэтому на страницах Библии нужно искать свидетельство о Христе. Он – её главная тема. Библия провозглашает Евангелие, Благую Весть в Иисусе Христе. Ветхий Завет “дышит” ожиданием Спасителя, незримое присутствие Которого мы ощущаем на всех его страницах, а в Новом Завете мы находим исполнение этих чаяний. Без Иисуса Христа мы ничего не знали бы о Боге, а ветхозаветная религия продолжала бы оставаться религией одной нации. Он есть наивысшее откровение Бога о Себе. В Иисусе Христе Бог снизошёл к человеку, Сам став человеком.
“Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне” (Ин 5, 39), – мы должны читать Библию в свете этих слов Спасителя.
2. Библию надо изучать как Слово Божие, обращенное к нам, к нашей жизни ныне
Если живой Бог действительно говорит в Библии и через Библию, то её надо изучать как Слово Божие, обращенное к нам, к нашей жизни ныне. Бог, говоривший в древние времена, говорит и сегодня. Поэтому Библию не нужно читать просто как летопись деяний Бога и Его отношений с избранным народом. Библия – инструмент, посредством которого мы слышим голос Бога, обращенный к нам в наши дни. И до тех пор пока Библия не станет проводником, через который Бог говорит лично к нам, её изучение будет несовершенным. Так, например, готовность Авраама принести в жертву Богу самое драгоценное, что у него было – своего сына, – нельзя понять до конца, пока эта готовность не будет говорить в нас о нашей готовности принести в жертву Богу то лучшее, что есть у нас.
Библейское откровение не есть нечто застывшее, но оно “живо и действенно” (Евр 4, 12), его актуальность и способность вторгаться в человеческую жизнь, преображая её, непреходящи. Древнее Слово Божие продолжает быть живым Словом и в настоящем. Правильно читать Библию – значит слушать голос Бога, обращенный к нам в ситуации, в которой мы находимся в настоящий момент.
3. Библию надо изучать в вере
Это летопись деяний Бога в истории, которые привели человека к вере в Него. Эта летопись была сохранена, чтобы те, кто будут читать её, также могли верить. Слова апостола Иоанна о цели написания его Евангелия, вполне можно применить ко всей Библии: “Сие же написано, дабы вы уверовали” (Ин 20, 31). Библия предназначена для того, чтобы убедить, привести к решению, вызвать у человека восклицание “да” на то, что соделал для него Бог в Иисусе Христе. Поэтому её нельзя читать беспристрастно. Её надо понять, она требует личной причастности к Богу. Она – летопись развития веры, а потому её невозможно понять вне породившей её веры.
Пытаться изучать Библию с полной объективностью, беспристрастно исследовать и оценивать её извне веры, читать её без чувства родства с верующими, шествующими по её страницам, – бесполезно. Тот, кому неведома вера, не может почувствовать значения Библии. Она начинает говорить с силой тогда, когда перестает быть просто летописью прошедших событий и начинает быть живой историей – источником личной веры. Лишь когда Библию читают как “священные Писания, которые могут умудрить… во спасение верою во Христа Иисуса” (2 Тим 3, 15), можно понять её живую истину.
Но христианская вера – это Божий дар. Поэтому читать Библию в вере – не просто достижение человека. Это всецело зависит от милостивого деяния Духа Божия. Он, сотворивший всё сущее, пробудивший в народе Божием ответ веры через все те события, которые описаны в Библии, вдохновивший Священное Писание и направлявший его создание, должен пробудить и в нас ответ веры. Святой Дух – неразлучный спутник Священного Писания, поэтому для того, чтобы понять Библию, её надо читать с сердцем, открытым Духу Божьему, чтобы получить от Него дар веры, который будет стимулировать наш ответ на эту летопись, рожденную от веры.
4. Библию надо изучать в молитве
Молиться – значит открыть свою жизнь Святому Духу, чтобы Он мог дать нам дар веры. “Просите, и дано будет вам” (Лк 11,9) – вот закон, действующий при изучении Библии. Человеку, который не способен найти Бога путем собственных исследований и поисков, Он открывается через Библию, которая есть летопись этой самоотдачи. И понять её можно лишь тогда, когда Бог, о Котором она говорит, снова отдаст Себя и будет с благодарностью принят.
Молитва – это мобилизация всех умственных и душевных сил для принятия того, что может быть дано только свыше, концентрированное усилие человека достичь того, чего невозможно достичь лишь человеческими усилиями. Великие мастера во всех сферах деятельности готовят себя, стремятся к достижению своих целей. Но когда им удается создать нечто гениальное, они могут сказать: “Это было мне дано свыше”. И хотя это не было бы им дано без их всемерных усилий, эти усилия были скорее поводом, нежели причиной, по которой они создали свой шедевр.
Такова молитва в её отношении к Богу. Он не дает Себя невнимательным и незаинтересованным, бессердечным и распущенным. Бог предлагает Себя тем, кто активно ищет Его. Молитва – это активное ожидание, необходимое для получения. Поэтому всякое изучение Библии должно сопровождаться постоянным обращением души к Богу, благоговейным поиском Его и радостным ожиданием, когда Он заговорит с нами через Свое Слово. Достойное изучение Библии всегда пронизано молитвой псалмопевца: “Господи… предстану пред Тобою и буду ожидать” (Пс 5, 4).
5. Библию надо изучать в послушании
Когда Моисей пересказал народу Израильскому все слова Господни и все заповеди, они отвечали: “Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны” (Исх 24, 3). Для изучения Библии уместно лишь такое расположение духа. А это значит, что к ней надо подходить, как к авторитетной книге, то есть к книге, истинность которой, будучи раз установленной, абсолютна. Это единственная находящаяся в нашем распоряжении летопись веры, в центре которой стоит Иисус Христос. Быть христианином – значит разделять веру, заключенную в этой книге. Поэтому правильно изучать её – значит всегда подходить к ней с радостным чувством признания, что в этой летописи содержатся правила для поведения истинно верующего человека.
Если относиться к этому серьезно, то это значит, что к Библии всегда надо подходить на её условиях. Это книга, обращенная к нам. Мы никогда не должны устанавливать заранее, что должно быть нам сказано, или определять границы, в которых она обращается к нам. Не следует подходить к Библии с целью доказать или опровергнуть что-то, чтобы сделать её орудием для достижения своих интересов. Не надо пытаться сделать Библию союзником своих мыслей или желаний – ни в чем. Мы должны подходить к ней, чтобы слушать, чтобы она могла говорить нам свое слово, и признавать справедливость этого слова, каким бы трудным и тяжким оно ни было для нас и для тех, кто нам дорог, и повиноваться ему, чего бы это нам ни стоило. Покориться воле Божией – лучший путь к тому, чтобы услышать в Библии голос Божий.
Это вызовет в человеке желание воплотить слова Бога в своих делах. Бог – Господь. Он говорит, чтобы человек мог повиноваться. Повиновение Слову Божьему дает нам способность яснее слышать Его голос. Слова Иисуса Христа, обращенные к народу: “Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма” (Ин 12, 35), – это здравый совет всем изучающим Библию. Кто повинуется свету, тот во свете ходит, отрицающего же свет ждет тьма. Правильное изучение Библии – это прислушивание к гласу Божию, которое пробуждает в человеке ответную любовь к Всевышнему и любовь к ближнему. Любовь же являет себя делами послушания. “Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его” (Лк 11, 28).
6. Библию надо читать в церковной общине
Библия не принадлежит отдельным людям, изолированным от христианского сообщества. Она – достояние Церкви. Эта книга содержит летопись сообщества веры. Библия была написана людьми, глубоко сознававшими, что они члены этого сообщества, и высоко ценившими это. Она была сохранена этим сообществом веры на протяжении всех поколений, с тех пор как была написана, и она обращена к сообществу веры. Чувство общности было так сильно в народе Ветхого Завета, что древние иудеи часто говорили о себе как об Иакове, или Израиле. Они не были простой совокупностью верующих индивидов. Это был народ, живший совместно в заветных отношениях с Богом, и каждый видел смысл своей жизни в своем отношении со всем народом.
Это чувство общности, чувство принадлежности к народу веры, перенесено в новозаветную Церковь. Святой Дух сошел на Церковь, когда “все они были единодушно вместе” (Деян 2, 1). После Пятидесятницы христиане “единодушно пребывали в храме” (Деян 2, 46). Когда их преследовали, “единодушно возвысили голос к Богу” (Деян 4, 24). Постоянным признаком их жизни было то, что “у множества уверовавших было одно сердце и одна душа” (Деян 4, 32). Их вера была глубоко личной, но она не была индивидуальной. Каждый христианин веровал сам, но его вера уже по своей природе делала его единым со всеми другими верующими. И, соответственно, Церковь регулярно собиралась для слушания Священного Писания, чтобы читать и объяснять его и слышать в атмосфере общего богослужения голос Бога.
Библию нужно изучать лично каждому христианину, но не в изоляции. Личное, самостоятельное изучение должно сочетаться с изучением в группе. Это значит, что самостоятельное изучение должно быть связано с регулярным присутствием на проповедях в церкви. Христиане также должны стремиться собираться вместе в группах по изучению Писания.
Групповое обучение можно расширить, с тем, чтобы правильное применение комментариев и изучение веры Церкви на протяжении веков включали изучение истории Церкви. Это важно, потому что обстоятельства, к которым Слово Божие применено в одно время, отличаются от обстоятельств, с которыми оно было связано в другие времена. И все же это один Бог говорит людям во все времена, и Слово, которым мы должны руководствоваться в нынешних обстоятельствах, дойдет до нас более ясно через опыт святых всех веков. Мы должны изучать Писание самостоятельно, но расширять и дополнять, углублять и исправлять свое личное изучение в “общине святых”.
* * *
Хочу подчеркнуть, что окончательного и абсолютного метода для изучения Библии нет. “Соль” Писания можно добывать разными способами. Решающим испытанием для каждого метода является конечный результат: можно ли этим способом отделить золото от пустой породы? Приведенные здесь советы, предложения по изучению Библии, надеюсь, пробудят интерес, помогут исправить ошибочные методы и помочь тем, кто уже ищет в библейских сокровищницах в поисках золотой жилы.
Святой Августин учил: “Кому кажется, что он понял Божественное Писание, но это не вызывает в нем двойного чувства любви к Богу и к ближнему, тот ещё не понял его”. Поэтому, каким бы методом мы ни пользовались, конечная цель изучения Библии заключается в познании “Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол 2, 2-3).
Германн Джавров
Источник: Журнал “Твой Благовестник”, 2001, №1-4
Изображение: www.pinterest.com
[…] единства понимания. Но поскольку слушающий или читающий Библию — это в каждом конкретном случае один человек, со […]