Адвент – время радостного ожидания

Рождество Христово по праву считается одним из самых любимых христианских праздников. Католиков даже иногда «обвиняют» в том, что для них Рождество главнее Пасхи. Хоть это официально не так, – наше учение говорит, что именно Пасхальное Триденствие является самым главным, да и Крещение с  Евхаристией тесно связаны именно с пасхальной тайной, – ничего плохого и неправильного в  том, что католик может назвать Рождество своим любимым и главным праздником, мне кажется, нет.

Сам праздник Рождества известен в Церкви, начиная с середины IV века, и распространился он из Рима. Однако такое важное значение это торжество в Церкви имело не всегда. Например, в некоторых регионах (Испания, Ирландия) более важным был день Богоявления, которому предшествовал 40-дневный пост. И именно с этим постом, подготовкой к Богоявлению, и связано возникновение Адвента как времени поста, воздержания и покаянных практик. Таким важным этот праздник был хотя бы потому, что в этот день крестили много людей. Проповеди ирландских миссионеров в этот литургический период носили покаянный характер, главной темой являлось второе пришествие Христа. Именно так и утвердился смысл Адвента как периода, посвященного ожиданию (латинское слово «adventus» переводится как «скорый приход»).

Но, как было сказано выше, в Риме возник праздник Рождества Христова, который стал быстро распространяться за пределы Римской империи. Встретившись с традицией «богоявленского Адвента», он смешался, и в таком смешанном виде вернулся в Рим, закрепившись в римской литургической традиции до нашего времени. После II Ватиканского собора в календаре определено, что время Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, которое выпадает на 30 ноября или более близко подходит к этой дате, а завершается первой вечерней Рождества. Закреплено значение Адвента как времени радостного ожидания второго пришествия Христа и воспоминания Его первого прихода на землю.

Этот двойственный характер Адвента совершенно четко разделен датой 17 декабря: от первого воскресенья Адвента и до 16 декабря включительно в литургических текстах и чтениях преобладает тема второго пришествия (эсхатологический аспект). Время с 17 декабря по 24 декабря непосредственно направлено на подготовку к Рождеству Христову. Этот период (только до 23 числа) также известен как «семидневная подготовка к Рождеству», которая также отражена в соответствующем паралитургическом богослужении, созданном по образу новенны. Здесь следует вспомнить, что в принципе новенна как девятидневная молитва возникла именно в контексте подготовки к Рождеству.

В центре этой семидневной молитвенной подготовки по праву находятся заимствованные из Вечерни этого времени «О-антифоны» – краткие воззвания, исполняющиеся в начале и в конце Песни Богородицы (Magnificat). Эти антифоны, возникшие в VIII веке и связанные с именем Амалария из Меца, стали настолько популярны, что на их основе создавались различные песнопения и гимны Адвента. В немного измененном виде они также используются при пении «Аллилуйя» перед чтением Евангелия на Мессах в эти дни. Великие антифоны начинаются с возгласа «О», продолжаясь обращением к Иисусу Христу под одним из Его имен, известных из ветхозаветных пророчеств.

О, Sapientia (О, Мудрость)
О, Adonai (О, Адонаи, (Господь))
О Radix (О, Корень )
О, Clavis (О,Ключ)
О, Oriens (О, Восход)
О, Rex (О, Царь)
О, Emmanuel (О, Эммануил)

Эта подготовка также включает в себя адвентовские песнопения, краткие размышления и прошения, во время которых верные зажигают свечи от адвентовского венка.

По-настоящему проникнуться этим богослужением можно только побывав на нем. Это, действительно, прекрасный способ подготовиться к Рождеству Христову.

P.S. Если прочитать имена в антифонах от конца к началу, то получится фраза «ERO CRAS» – «Приду завтра».

17 декабря: «О Мудрость, из уст Всевышнего исшедшая, простирающаяся от края и до края, и управляющая всем могущественно: приди научить нас путям разумения».

18 декабря: «О Адонай и Вождь дома Израилева, явившийся Моисею в пламени тернового куста и давший ему закон на Синае: приди искупить нас мышцею простертою».

19 декабря: «О Корень Иессев, ставший знаменем для народов, пред Которым закроют цари уста свои, и Его будут умалять народы: приди освободить нас, не медли более».

20 декабря: «О Ключ Давидов и Жезл дома Израилева, Который отворяет, и никто не может затворить, затворяет, и никто не может отворить: приди и выведи из темницы узников, сидящих во тьме и тени смертной».

21 декабря: «О Восход, сияние света вечного и солнце правды: приди и просвети сидящих во тьме и тени смертной».

22 декабря: «О Царь, ожидаемый народами, краеугольный Камень, объединяющий всех людей, приди и спаси человека, которого Ты сотворил из праха».

23 декабря: «О Эммануил, Царь и Законодатель наш, ожидаемый народами Спаситель наш: приди спасти нас, Господи Боже наш».

Authors

  • Дмитрий Калинкин

    Прихожанин Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Психолог, специалист по литургике.

    View all posts
  • К-портал

    Архив проекта "К-портал", существовавшего с 2013 по 2014 год.

    View all posts
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии