Развилка первая: выбор профессии. Вы выбрали, чем хотите заниматься? Если точно да, вам интересна эта сфера деятельности или область знаний, вы уже много об этом знаете, уверены в своих способностях – и не только вы одни, но и окружающие – дерзайте! Что бы ни говорили о том, что это не востребовано, за это мало платят и т. д. и т. п., нужно понимать одну простую вещь: человек тем успешнее, чем более полно может реализовать себя. Мой товарищ в середине 90-х годов, учась в МГУ, в течение года половину тех немногих денег, что ему могла выделить мать на еду, тратил на книги, остального ему хватало только на хлеб, а воду он пил из-под крана. Сегодня Артём Оганов – один из ведущих кристаллографов мира, профессор в США и адъюнкт-профессор МГУ.
Если же настолько очевидного и убеждённого выбора сделать не можете: либо интересны сразу несколько разных профессий, либо вообще не можете определиться – тогда стоит исходить из востребованности профессии и, конечно, из своих способностей. Во многих крупных городах есть центры профессиональной ориентации, где психологи на основании тестов дадут рекомендации, какого рода работа вам подходит: с людьми, с документами, с инструментами и т. д. – и назовут целый спектр профессий. Ещё очень полезно сходить или съездить на дни открытых дверей, которые проводят институты обычно во время весенних каникул. Вы и услышите больше о профессии, и увидите институт, хоть немного почувствуете атмосферу – и она может вас очаровать либо, наоборот, оттолкнуть. Думаю, начинать никогда не рано: мой старший школьный друг, заканчивавший десятилетку, взял с собой меня, семиклассника, на день открытых дверей в Бауманку – и показал дорогу туда в прямом и переносном смысле.
Сложнее, конечно, понять, какие профессии будут востребованы на рынке труда через годы. Сейчас многие ориентируются на острые потребности вчерашнего дня, зачастую – времени молодости родителей, когда в стране вдруг потребовалась масса экономистов, бухгалтеров, юристов… Можно, конечно, посмотреть на сайтах по поиску работы / подбору персонала, кто нужен сегодня. Но это картинка сегодняшнего дня, которая лет через 5 наверняка изменится. Какие-то вещи можно сказать вполне определённо: страна не может жить без производства, строительства, транспорта, связи – а здесь сейчас большой разрыв между поколениями. Остались «старики» – часто они и без кавычек старики – те, кому в начале 90-х было по 30-40-50 лет и кто посчитал, что поздно менять профессию. А смены у них нет. Поэтому грамотных инженеров, мастеров, рабочих сейчас остро не хватает. Так что можно выбирать: от инженера-разработчика (строителя, программиста и т. д.) или технолога до высококвалифицированного рабочего. Если же выбранное «ремесло» позволит вам трудиться не только наёмным работником на крупном предприятии, но и самостоятельно – тем лучше, ваша судьба будет зависеть только от вашего мастерства.
Нужно ещё сказать, что вот уже пятый год мы слышим о кризисе или хотя бы стагнации, застое в разных странах по всему миру, и Россия – не исключение. Дело вот в чём. Заканчивается долгий этап технологического развития, связанный с компьютерами и связью: инфраструктура построена, в интернете – весь мир, компьютер – почти в каждом доме, мобильник – в каждом кармане. (Кстати, этим сформирован устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов по IT и связи.) Каким будет принципиально новый, следующий этап, где будут формироваться сверхприбыли – никто не знает, многие успешные корпорации держат на счетах гигантские суммы и никуда их не вкладывают – просто не понимают пока, куда инвестировать. То есть с одной стороны, мы привыкли, что всё в мире меняется гораздо быстрее, чем когда-либо прежде, и нужно быть готовым всю жизнь учиться и переобучаться. А с другой стороны, нет определённости: на каких знаниях и технологиях будет базироваться следующая длинная, лет на 50, волна развития. В этой ситуации я бы делал ставку на хорошее фундаментальное образование. Если говорить о вузах – смотрите на вполне толковые и адекватные рейтинги РА «Эксперт», где вузы ранжированы и по качеству образования, и по востребованности выпускников на рынке труда, и по научно-исследовательской работе. Там и институты с вековой историей, как МГУ или МГТУ им. Баумана, и новые, как Высшая школа экономики. В лидерах – МГУ, Бауманка, СПбГУ, Физтех. И ещё стоит учесть, что бывают очень продвинутые отдельные кафедры или факультеты в региональных вузах, работающие на очень высоком уровне, приближающемся к мировому. Так что при выборе специальности важно рассматривать не только вуз, но и кафедру.
Развилка вторая: выбор вуза. Специальность выбрана. Как выбрать, в какие именно вузы подавать документы после экзаменов? Я бы дал такой совет: не бойтесь дерзать, но и не увлекайтесь чрезмерным риском; составьте сбалансированную «корзину». Обязательно включите в неё первым номером вуз-мечту: это может быть столичный университет (Московский или Петербургский, или Российский гуманитарный), МГИМО, Физтех, Первый или Второй мед (медуниверситет им. Сеченова или медакадемия им. Пирогова)… Второй – основной, базовый вариант: вуз, куда вы очень хотите попасть, если не реализуется вариант с «голубой мечтой». Третий вариант – запасной: чуть менее интересный, может быть, чем второй, но – более надёжный, тот, куда вы рассчитываете поступить в любом случае.
Развилка третья: выбор ЕГЭ. Что делать, если наборы экзаменов, результаты которых учитываются в выбранных для поступления вузах, по каким-то причинам отличаются? Скорректировать выбор вузов либо сдавать больше экзаменов? Во-первых, конечно, постараться понять, почему это различие появляется. Может быть, оно говорит о том, что речь идёт о довольно различных специальностях, и только требования к зачислению позволили это вовремя понять? В такой ситуации, пожалуй, можно подумать о корректировке. Если же вы уверены в своём выборе – не нужно бояться трудностей! Значит, для успешной учёбы в вузе вам понадобится хорошее знание более, чем трёх школьных предметов – надеюсь, вы об этом и сами раньше догадывались? Тогда в чём же дело? Ведь смысл учёбы в школе – не в том, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ и даже не только в том, чтобы поступить в институт. Даже те предметы, с которыми вы не столкнётесь в институте вовсе – подумайте, ведь вы можете систематически, с педагогом изучить их только в школе! А те, на которых будет построено высшее образование по выбранной вами специальности, вы должны хорошо знать после средней школы. А если есть знание предмета – должна быть и уверенность в себе. Тогда вполне стоит сдать «лишний» ЕГЭ и расширить для себя возможности выбора при поступлении. Смелее! И – удачи.