Может ли христианин быть радикальным индивидуалистом?
Нет, христианин никогда не может быть индивидуалистом, поскольку человек по своей природе нуждается в обществе.
У каждого человека есть отец и мать, он получает помощь от других и обязан в свою очередь помогать другим, развивать свои таланты для блага всех. Поскольку человек сотворён по образу Божьему, то он в некотором смысле отражает Самого Бога, который в глубине Своей не одинок, но Троичен (поэтому Он и есть Жизнь, Любовь, Диалог и Отношение). Именно любовь является центральной заповедью для всех христиан. Посредством любви мы находим глубинную принадлежность друг другу, нашу фундаментальную взаимозависимость: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 39).
* * *
См. также ККЦ 1877–1880, 1890–1891
Что важнее – общество или отдельная личность?
Для Бога каждый человек ценен в первую очередь как личность и лишь затем как общественное существо.
Никогда общество не может стать важнее отдельно взятого человека. Никогда нельзя использовать людей как средство для достижения общественной цели. Однако такие общественные институты, как государство и семья, очень важны для отдельного человека: они соответствуют его природе.
* * *
“Каждый из нас плод Божественной мысли. Каждый желанен, каждый любим, каждый нужен” (Бенедикт XVI, Месса интронизации).
* * *
См. также ККЦ 1881, 1892
Как должен быть человек интегрирован в общество, чтобы при этом иметь возможность свободно себя реализовывать?
Человек может себя свободно реализовывать в обществе, если соблюдается «принцип вспомогательности».
Согласно принципу вспомогательности (или субсидиарности), разработанному в СОЦИАЛЬНОМ УЧЕНИИ Католической Церкви, то, что отдельный человек может сделать для себя собственными силами, не должна брать на себя вышестоящая инстанция. Вышестоящие общественные институты не могут перенимать обязанности нижестоящих, отнимая у них их компетенцию. Они скорее должны оказывать поддержку тогда, когда отдельный человек или институт более низкого порядка не справляется со своими задачами.
* * *
КАТОЛИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ – учение Католической Церкви о порядке общественной жизни и достижении индивидуальной и социальной справедливости. Его четыре главных принципа: персонализм, общее благо, солидарность и субсидиарность.
* * *
“Если ты не боишься падать в одиночку, то каким образом ты в одиночку собираешься вставать? Смотри: двое вместе могут больше, чем один” (Святой Иоанн Креста).
* * *
См. также ККЦ 1883–1885, 1894
На каких принципах строится общество?
Любое общество строится на определенной иерархии ценностей, которая реализуется по принципу справедливости и любви.
Ни одно общество не может обеспечить себе долгосрочного существования, если в основу его функционирования не заложена чёткая ориентация на ценности, которые отражаются в справедливом общественном порядке и активном претворении в жизнь этой справедливости. Так, человек никогда не может быть использован как средство для достижения определенной общественной цели. Любое общество постоянно нуждается в исправлении несправедливых структур. В конечном счете, это возможно только через любовь, которая есть наивысшая общественная заповедь. Она уважает других. Она требует справедливости. Она делает возможным отказ от неправильных отношений.
* * *
“Справедливость сегодняшнего дня – это любовь вчерашнего; любовь сегодня – это справедливость завтра” (Блаженный Этьен-Мишель Жилле (1758–1792), парижский священник, мученик Французской революции).
* * *
См. также ККЦ 1886–1889, 1895–1896
На чем основана власть в обществе?
Всякое общество для обеспечения порядка, стабильного развития и сплочённости своих членов вынужденно апеллировать к легитимной власти. Такова созданная Богом природа человека: он позволяет руководить собою высшему авторитету.
Действительно, незаконное присвоение власти в обществе недопустимо: власть должна иметь правовое основание. Кто будет править и что будет записано в Конституции – это предоставлено решать гражданам. Церковь не устанавливает цензуру на конституционные нормы, она лишь указывает на то, что они не должны противоречить ОБЩЕМУ БЛАГУ.
* * *
ОБЩЕЕ БЛАГО – «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства» (Второй Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире, 26).
“Церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой система эта обеспечивает гражданам право политического выбора, гарантирует им возможность избирать и контролировать правителей или, если понадобится, менять их мирным путём” (Иоанн Павел II, Энциклика Centesimus annus).
* * *
См. также ККЦ 1897–1902, 1918–1919, 1922
Какие действия властей являются законными?
Власть действует правомерно тогда, когда она служит общему благу и пользуется для этого справедливыми средствами.
Люди, живущие в определенной стране, должны быть уверены, что они живут в «правовом государстве», в котором им гарантированы все их неотъемлемые права. Никто не обязан соблюдать законы, которые являются результатом произвола и нарушения права или противоречат нравственному порядку. В таком случае у человека есть право – вернее, даже обязанность – не повиноваться.
* * *
“Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян 5, 29).
“Социальный порядок и его прогресс должны постоянно оборачиваться во благо личности, то есть уровень объективных условий должен подчиняться уровню личностей, а не наоборот” (II Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире, 26).
* * *
См. также ККЦ 1903–1904, 1921
Как возможно достижение общего блага?
Общее благо устанавливается тогда, когда уважаются фундаментальные права личности и когда люди обладают возможностью развить свой духовный и религиозный потенциал. Общее благо означает, что люди могут жить в свободе, мире и социальной защищенности. В эпоху глобализации общее благо должно пониматься в мировом масштабе, с учётом прав и обязанностей всех людей.
ОБЩЕЕ БЛАГО созидается наилучшим образом там, где благосостояние отдельного человека и малейших ячеек общества (таких, как семья), является первостепенной задачей. Отдельная личность и меньшие ячейки общества нуждаются в защите и поддержке со стороны более сильных государственных институтов.
* * *
См. также ККЦ 1907–1912, 1925, 1927
Как может отдельный человек способствовать общему благу?
Способствовать созиданию общего блага – значит принимать на себя ответственность за других.
Общее благо – это совместное дело всех людей. Оно реализуется в первую очередь через принятие на себя конкретным человеком в своем ближайшем окружении (семья, соседи, работа) личной ответственности за происходящее. Также важно принятие политической и социальной ответственности. Однако тот, кто считает себя ответственным, прибегает к использованию власти и всегда рискует злоупотребить этой властью. Поэтому каждое ответственное лицо призвано к постоянному обращению к вере для того, чтобы забота о ближних могла реализовываться в постоянной справедливости и любви.
* * *
“Ни один человек не может утверждать, как Каин, что не ответственен за судьбу своего брата” (Святой Иоанн Павел II).
“Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф 25, 40).
* * *
См. также ККЦ 1913–1917, 1926
Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)