Если оглянуться назад и почитать Ветхий Завет, то обнаружится, что Пятидесятница была одним из еврейских праздников. Только они не называли его Пятидесятницей. Это название греческого происхождения. Евреи называли его Праздником жатвы или Праздником седмиц. В Пятикнижии Моисеевом он упоминается 5 раз: в Книге Исхода в главах 23 и 24, в Книге Левит в 16-й главе, в Книге Чисел – в 28-й и во Второзаконии – в 16-й. Это был праздник начала жатвы. В Палестине урожай собирали дважды в год. Ранняя жатва приходилась на май и июнь, поздняя – на осень. Пятидесятница была праздником начала ранней жатвы пшеницы, а значит, она всегда выпадала на период от середины мая до начала июня.
Пятидесятнице предшествовало несколько праздников и традиционных обрядов. Это были Песах – праздник опресноков и Шавуот – Праздник первых плодов. Праздник первых плодов отмечался в начале жатвы ячменя. А дата Пятидесятницы рассчитывалась, согласно Ветхому Завету, так: от дня празднования первых плодов, считая его первым, нужно было отсчитать 50 дней. Пятидесятый день и будет днём Пятидесятницы. Так что Праздник первых плодов – это начало жатвы ячменя, а Пятидесятница – начало жатвы пшеницы. И она наступала всегда через 50 дней, что составляло ровно 7 недель, то есть через «неделю недель». Поэтому её и называли или Праздником урожая, или Праздником недель.
Почему Пятидесятница так важна для христиан?
Современные христиане празднуют Пятидесятницу не как праздник жатвы пшеницы, а как воспоминание о том дне, когда Святой Дух сошёл и наполнил Церковь (Деян 2).
1. Святой Дух наполнил Церковь и к ней присоединилось 3000 новых верующих
Вторая глава «Деяний апостолов» рассказывает нам, что после вознесения Иисуса на небеса Его ученики собрались вместе на Праздник жатвы (т.е. Пятидесятницу), и Святой Дух “наполнил весь дом, где они находились” (Деян 2, 2). “И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян 2, 4). Это странное событие привлекло большую толпу народа, и Пётр, поднявшись в полный рост, начал говорить им о покаянии и Благой Вести Христа (Деян 2, 14). К концу того дня, когда пришёл Святой Дух, Церковь выросла на 3000 человек (Деян 2, 41). Вот, почему христиане продолжают праздновать Пятидесятницу.
Джон Гилл выражает значимость этого события таким образом:
«Благодаря крещению Святым Духом и огнём апостолы обрели большее знание и более глубокое понимание тайны Евангелия, обрели способность возвещать его всем языкам и народам».
2. О Святом Духе пророчествует Ветхий Завет, Его приход обещан Иисусом
Иисус обещает Святого Духа (Ин 14:26), Который будет Утешителем и Наставником Его народа: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».
Это событие Нового Завета важно ещё и тем, что оно исполняет ветхозаветное пророчество (Иоиль 2: 28-29): «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего».
3 Исторических взгляда на Пятидесятницу
Следующие три обстоятельства помогут лучше понять события, описанные во 2-й главе «Деяний апостолов».
1. Пятидесятница была паломническим праздником
Это значило, что согласно Еврейскому Закону, все взрослые мужчины, где бы они ни жили, должны были прийти в Иерусалим и лично участвовать в праздновании.
2. Пятидесятница была выходным днём
Никакая обычно обязательная работа не выполнялась. Школьников отпускали по домам. Магазины и мастерские были закрыты. Это было время веселья.
3. Закон предписывал в день Пятидесятницы принести определённые жертвы и приношения и выполнить определённые обряды
На Пятидесятницу Первосвященник брал два свежеиспечённых хлеба и подносил их Богу. Это был пшеничный хлеб, испечённый из зерна нового урожая.
Таким образом, во времена Апостолов Пятидесятница была великим и торжественным праздником урожая. Улицы Иерусалима были забиты тысячами паломников, собравшихся со всех концов света, чтобы прославить благость Господа и дарование урожая пшеницы.
Источник (англ.): www.crosswalk.com
Перевод: Наталья Проскурина