Мы, христиане, часто говорим о необходимости сознательного чтения Слова Божиего и исполнения Слова как следования за Христом, то есть Его поведение должно служить нам примером для подражания. Если мы будем это делать, то сможем распознать, кто говорит с нами – Бог или диавол, и сможем противостоять врагу человеческому, сеющему разделение. Но как научиться этому? Размышляет Лариса Беляева.
В Евангелии от Иоанна (6: 24-35) есть строки: “Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал”.
Так мы получаем ответ на вопрос, что нужно для сознательного чтения Писания и следования за Христом. Та самая диада: вера как доверие и верность Богу. Мы должны доверять Богу, зная, что Он благ и добр, верить Его наставлениям, пытаться исполнять их и пребывать укорененными в вере, чтобы испытания и суета века сего не отвратили нас от Него.
Апостол Петр пишет: “Мы уверовали и познали”, то есть вера предшествует знанию. Итак, Бог желает нам блага, хочет нашего спасения. Он принимает нас в Евхаристии такими, какие мы есть. “Смотрите, какую любовь дал нам”, – пишет апостол Павел.
Другой источник, призывающий нас подражать Богу, подражать Христу – это молитва “Отче наш”: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Эти слова говорят о необходимости пребывать в мире и любви между собой, о необходимости единения, что и составляет общину. Евхаристия – это наше соучастие в Жертве за спасение мира.
“Отче наш” можно назвать евхаристическим песнопением. “Хлеб наш насущный” означает не только необходимые земные блага, не только Слово в Писании, но и участие в Евхаристии и, по сути, может пониматься как: “дай нам причаститься сегодня, именно на этой Литургии, в этом собрании”. Все три толкования связаны между собой и составляют единое целое – общность со Христом, Богом и Человеком.
“И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”, – эти слова можно прочесть и в ином контексте. Бог милосердно прощает нас, и мы, чтобы быть с Ним в Евхаристии, должны примириться с врагами. “Первее примирися тя опечалившим”, – напоминает нам молитвенное правило византийского обряда перед Причастием, а Сам Христос учит: “прежде примирись с братом своим”, и только потом можно приносить жертвы Богу.
В эту идею мира и единения вписываются несколько вариантов исполнения молитвы “Отче наш”:
1. Как евхаристическое песнопение Литургии, в том числе напоминающее о необходимости примирения перед Причастием ( само слово “причастие” на многих языках означает “единение”, “общность”: фр. и англ. “communion”, нем. “Kommunion”, польск. “communia”, бел. “камунiя”, укр. “сопричастя”). Мы имеем триединую заповедь: возлюбить Бога, себя и ближнего. Одно не отделимо от другого. Соединиться со Христом – в том числе включает в себя и быть в мире с ближними.
2. Как часть Литургии Часов (на утрене и вечерне). Литургия Часов – это молитва всей Церкви, и чтение “Отче наш” выражает ту же идею единения, но уже не вокруг Трапезы Тела и Крови, а вокруг чтения Писания.
3. Как пение под гитару в собрании верующих. Здесь на передний план выходит общение и единение с людьми, возможное с Божией помощью.
4. Как концертное песнопение. Концерты духовной музыки – это тоже проповедь Слова Божиего. Люди приходят за эстетическим удовольствием, но при этом получают повод задуматься о Боге. Любовь к Богу и любовь к ближним неразделимы, то есть здесь тоже присутствует идея единения.
Из всего вышесказаннного можно сделать вывод, что Бог призывает нас к миру и фактически ставит вне закона все распри. Именно к этому мы призваны, именно это и есть: “облечься в нового человека, созданного по Богу” (Ефес. 4:17, 20-24).
Слова “созданного по Богу” отсылают нас к Эдему, к Адаму и Еве до грехопадения. Тоска по единству – это тоска по утраченному Раю и надежда снова обрести его, следуя за Христом.
Лариса Беляева
Фото: Flickr/michael_swan