У нас же есть Крещение, которое примиряет с Богом. Зачем же нам ещё отдельное таинство Примирения?
Хотя Крещение вырывает нас из власти греха и смерти и вводит нас в новую жизнь детей Божьих, оно не освобождает нас от человеческой слабости и склонности ко греху. Поэтому мы нуждаемся в каком-то пространстве нового примирения с Богом. Это исповедь.
Исповедь кажется несовременной; возможно, поначалу это тяжело и стOит больших усилий. Однако это одна из величайших милостей, что мы снова и снова можем начать жизнь заново – поистине заново: ничем не обременёнными и без вчерашних закладных, принятыми в любви и наполненными новыми силами. Бог милосерден и ничего не желает так сильно, как того, чтобы мы обратились к Его милосердию. Кто исповедался, открывает новую чистую страницу в книге своей жизни.
* * *
“Если говорим, что не имеем греха, обманываем сами себя, и истины нет в нас” (1 Ин 1, 8).
“Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мк 2, 17).
* * *
См. также ККЦ 1425-1426
Кто установил таинство Покаяния?
Таинство Покаяния установил Сам Иисус, когда Он явился в день Пасхи Своим апостолам и сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22-23).
Нигде Иисус не выразил происходящее в таинстве Покаяния лучше, чем в Притче о блудном сыне: мы заблуждаемся, теряемся, теряем все силы. Однако Отец ждёт нас с великой, поистине безмерной тоской. Он прощает нас, если мы возвращаемся. Он снова принимает нас, прощая грех. Сам Иисус прощал многим людям их грехи; это было для Него важнее, чем творить чудеса. Он видел в этом великое знамение наступления Царства Божия, в котором все раны будут исцелены, а всякая слеза отёрта. Силу Святого Духа, которой Иисус прощал грехи, Он передал Своим апостолам. Когда мы идём и исповедуемся священнику, мы падаем в объятия нашего Небесного Отца.
* * *
“Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20, 23).
“Некоторые святые называли себя последними грешниками, так как они видели Бога, видели самих себя – и видели разницу”. Мать Тереза.
* * *
См. также ККЦ 1439, 1485
Кто может прощать грехи?
Только Бог может прощать грехи. «Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5) мог сказать только Иисус, ибо Он – Сын Божий. И священники могут прощать грехи вместо Иисуса только потому, что Иисус наделил их властью.
Кто-то скажет: «я это улажу с Богом напрямую, для этого мне не нужен священник!» Бог, однако, хочет по-другому. Он знает нас. Мы лукавим в отношении своих грехов, заметаем факты под ковёр. Поэтому Бог хочет, чтобы мы назвали свои грехи и признались в них лицом к лицу. И потому слова: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23) – относятся к священникам.
* * *
См. также ККЦ 1441-1442
Что подготавливает человека к покаянию?
Из понимания личной вины возникает стремление исправиться: это называется раскаянием. К нему мы приходим, когда видим противоречие между Божьей любовью и нашим грехом. Тогда мы наполняемся болью о своих грехах; мы решаем изменить свою жизнь и возлагаем всю свою надежду на помощь Божью.
Реальность греха часто вытесняется. Некоторые даже думают, что против чувства вины нужно просто принять психологические меры. Но истинное чувство вины очень важно. Это как в автомобиле: если спидометр показывает превышение скорости, то в этом виновен не спидометр, а водитель. Чем ближе мы становимся к Богу, Который есть свет, тем яснее обнаруживаются наши тёмные стороны. Но Бог – не сжигающий свет, но исцеляющий. Поэтому покаяние побуждает нас идти к свету, в котором мы полностью выздоравливаем.
* * *
“После падения сейчас же вставайте! Не позволяйте ни на миг греху поселиться в сердце” (Св. Иоанн Мария Вианней).
* * *
См. также ККЦ 1430–1433, 1490
Что же такое покаяние?
Покаяние – это возмещение за совершённую несправедливость. Покаяние не может происходить только в моей голове, но должно выражаться в делах любви и в заботе о других. Покаяние также совершается посредством молитвы, поста и моральной и материальной помощи бедным.
Покаяние часто понимается неправильно. Оно не имеет ничего общего с мысленным самобичеванием и скрупулёзностью. Покаяние – это не размышления о том, какой я плохой человек. Покаяние освобождает нас и побуждает начать жить по-новому.
* * *
“Покаяние возникает из познания истины” (Томас Стернз Элиот (1888–1965), американо-английский поэт и драматург).
“Покаяние – второе крещение, крещение слезами” (Григорий Назианзин (329–389), византийский богослов, поэт, архиепископ Константинопольский, Отец и Учитель Церкви).
“Что такое раскаяние? Большая скорбь о том, что мы такие, какие есть” (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916), австрийская писательница).
* * *
См. также ККЦ 1434–1439
Каковы два основных условия того, чтобы христианин получил прощение грехов в таинстве Покаяния? Что должно быть в моей исповеди?
Условия для прощения грехов – это человек, в котором произошло обращение, и священник, который во имя Бога преподает человеку отпущение грехов.
Всякая исповедь предполагает испытание совести, раскаяние (сокрушение), намерение не грешить, исповедание грехов и удовлетворение за грехи.
Испытание совести должно проходить основательно, но не изнуряюще. Без истинного раскаяния, лишь на основании перечисления грехов, никому нельзя дать отпущения грехов. Также необходимым является намерение больше не совершать этих грехов. Грешник также обязательно должен рассказать о своём грехе исповеднику, то есть исповедать этот грех. Наконец, исповедь предполагает также удовлетворение, или исполнение епитимии, которую исповедник налагает на грешника для возмещения причинённого ущерба.
* * *
“Бог так высоко ценит покаяние, что малейшее покаяние, если только оно было искреннее, позволяет Ему простить любой грех, что даже самому сатане были бы прощены грехи, если бы только он мог покаяться” (Франциск Сальский).
“Признаком искреннего покаяния является стремление избегать самОй возможности греха” (Св. Бернард Клервовский).
“Я грешник ещё больше вашего. Так что не стесняйтесь исповедовать ваши грехи” (Св. Иоанн Мария Вианней).
* * *
См. также ККЦ 1448; 1450-1460; 1490-1492; 1494
Какие вообще грехи необходимо исповедовать?
Все тяжкие грехи, которые придут на память при испытании совести и которые не были исповеданы, в нормальных обстоятельствах могут быть прощены только в тАинственной индивидуальной исповеди.
Конечно, перед исповедью бывают затруднения. Их преодоление – уже первый шаг внутреннего исцеления. Часто в этом помогают размышления о том, что и Папа должен иметь мужество признаваться в своих ошибках и слабостях другому священнику и вместе с этим – Богу. Только в чрезвычайно опасных ситуациях (например, во время войны, при воздушном налёте или если какая-то группа людей находится в смертельной опасности) священник может дать отпущение грехов группе людей, предварительно не выслушав их индивидуальную исповедь (это называется Общим отпущением грехов). Разумеется, при ближайшей же возможности необходимо совершить индивидуальное исповедание тяжких грехов.
* * *
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ – прощение Богом одного или многих грехов после их исповедания кающимся. Формула отпущения грехов (разрешительная молитва) гласит: “Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.
* * *
См. также ККЦ 145
Когда мы должны исповедовать тяжкие грехи? Как часто нужно исповедоваться?
Всякий достигший возраста распознания должен исповедовать свои тяжкие грехи. Церковь настоятельно рекомендует верующим исповедоваться как минимум раз в год. В любом случае, перед принятием святого Причастия нужно приступить к исповеди, если на совести есть тяжкий грех.
Под «возрастом распознания» Церковь понимает возраст, в котором человек достиг способности пользоваться разумом, а также научился различать добро и зло.
* * *
“Неверно думать, что мы могли бы жить так, как будто совсем не нуждаемся в прощении. Принять нашу слабость, но остаться в пути, не капитулировать, но идти вперёд и обращаться через таинство Примирения снова и снова, чтобы начинать с чистого листа, и таким образом возрастать во Христе и развиваться в нашем общении с Ним” (Бенедикт XVI).
* * *
См. также ККЦ 1457
Можно ли исповедоваться, когда на совести нет тяжкого греха?
Исповедь является великим даром исцеления и более глубокой связи с Господом и тогда, когда нет строгой обязанности исповедоваться.
В Тэзе*, на Днях католиков**, на Всемирных днях молодёжи – везде можно увидеть молодёжь, которая примиряется с Богом. Христиане, имеющие серьёзные намерения следовать за Христом, ищут ту радость, которая рождается, когда начинаешь радикально новую жизнь с Богом. Даже святые регулярно исповедовались, если представлялась такая возможность. Они нуждались в этом, чтобы возрастать в смирении и любви и чтобы исцеляющий Божественный свет проник в каждый уголок их души.
* * *
Тэзе (Taize) – христианская экуменическая община во Франции, важную часть деятельности которой составляет проведение массовых международных экуменических встреч молодежи.
Дни католиков (Katholikentage) – регулярно проводимые в германоязычных странах фестивали, организуемые католиками-мирянами.
* * *
“Какой неуклюжей ни была бы исповедь, она остаётся решающим местом, где заново переживают новизну Евангелия, где вновь рождаются. Там мы учимся развеивать угрызения совести, как ребёнок сдувает опавший осенний листок. Там мы находим Божье счастье и зарю совершенной радости” (Брат Роже Шютц, основатель общины Тэзе).
* * *
См. также ККЦ 1458
Почему только священники могут прощать грехи?
Никто из людей не может прощать грехи, кроме того, кому это было поручено Богом и кому от Него дарована власть преподавать кающимся прощение, которое является подлинным. На это служение в первую очередь поставлен епископ, а затем – его помощники, рукоположенные священники.
* * *
“Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20, 23).
“Не надо путать исповедь с откровенным разговором. Исповедуются Господу неба и земли в присутствии человека, которому поручено это служение” (Брат Роже Шютц).
* * *
См. также ККЦ 1461–1466, 1495
Существуют ли грехи, тяжесть которых настолько велика, что даже обычный священник не может их отпустить?
Существуют грехи, в которых человек полностью отходит от Бога и вследствие тяжести содеянного одновременно навлекает на себя ОТЛУЧЕНИЕ (экскоммуникацию). Отпущение грехов, влекущих за собой отлучение, может совершаться только епископом или уполномоченным на это священником, а в некоторых случаях – даже только Папой. В случае смертельной опасности любой священник может дать отпущение всех грехов и снять отлучение.
Католик, совершивший, например, убийство или участвовавший в совершении аборта, автоматически исключается из сакраментального общения; Церковь лишь констатирует это состояние. Цель отлучения – исправить грешника и направить его на верный путь.
* * *
ЭКСКОММУНИКАЦИЯ (от лат. ex- – из- и communicatio – участие, общение) – отлучение христианина католического вероисповедания от участия в таинствах Церкви.
* * *
См. также ККЦ 1463
Может ли священник рассказывать другим то, что он узнал на исповеди?
Нет, ни при каких обстоятельствах. Тайна исповеди безусловна. Любой священник будет отлучён, если он сообщит другому человеку что-то, что он узнал на исповеди. Даже полиции священник не может ни сказать что-либо, ни намекнуть.
Вряд ли священники относятся к чему-то более серьёзно, чем к тайне исповеди. Есть священники, которые претерпели из-за этого пытки и пошли на смерть. Поэтому можно совершенно открыто исповедоваться и с полным спокойствием довериться священнику, чья единственная задача в этот момент быть «ухом Божьим».
* * *
См. также ККЦ 1467
Какие положительные последствия имеет исповедь?
Исповедь примиряет грешника с Богом и Церковью.
Момент после отпущения грехов – это как душ после спортивных упражнений, как свежий воздух после летней грозы, как пробуждение в солнечное летнее утро, как невесомость ныряльщика… В слове «Примирение» содержится всё: мы снова достигли согласия с Богом, в полной чистоте.
* * *
“Бог знает всё. Он заранее знает, что вы после того, как исповедуетесь, снова согрешите. И всё же Он прощает. Он намеренно «забывает» будущее, чтобы нас простить” (Святой Иоанн Мария Вианней).
“Любовь покрывает множество грехов” (1 Петр 4, 8).
* * *
См. также ККЦ 1468–1470, 1496
Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)
[…] Таинство Примирения или Таинство Прощения – одно из величайших божественных благ; источник мира и надежды, движущий фактор нравственной силы и внутреннего обновления. Если взглянуть на историю этого таинства в традиции Церкви, выявляется четкая направленность. Церковь в понимании и применении этого таинства всегда стремилась к тому, чтобы преумножать милосердие ввиду человеческой немощи и греховности. Можно сказать, что в наше время в центре таинства находится прежде всего не грех человека, а любовь принимающего Бога, речь уже идет не об искуплении, но о доверии. В XVIII веке святой Альфонсо де Лигуори, во время расцвета янсенизма [1], признавался, на склоне своих дней, что величайшее утешение его священнического служения заключалось в том, что за всю свою жизнь он ни разу не позволил кающемуся уйти из исповедальни, не отпустив ему грехи и не примирив с Богом. […]
[…] Но говоря о тайне исповеди, мы должны помнить, что государственные гарантии сохранения тайны являются вторичными. Главная цель тайны исповеди: создание взаимных доверительных отношений между кающимся и исповедником. Без таких отношений сама исповедь невозможна, а искренняя исповедь, в свою очередь, является одним из необходимых условий действительного таинства покаяния. […]
[…] к древней церковной традиции и тесно связана с таинством покаяния. Об этом говорится и в Катехизисе Католической Церкви: […]
[…] Для этого есть много способов. Прежде всего, это Таинство Примирения, участие в духовных упражнениях и особых […]