21 октября на Римском кинофестивале состоялась премьера документального фильма Евгения Афинеевского “Франциск” (Francesco). Фрагмент интервью, в котором Понтифик высказывается о правах гомосексуалов и об однополых гражданских союзах, вызвал взрыв в мировых СМИ. Когда первая волна эмоций улеглась, попробуем разобраться, что именно сказал Папа и как комментируют это интервью представители вселенской Церкви.
Речь идёт об отрывке из интервью длиной около 20 секунд, в котором Папа говорит дословно следующее: “Гомосексуалисты имеют право быть в семье. Они – дети Божьи. Нельзя изгонять кого-то из семьи и делать его жизнь невыносимой по этой причине. Что мы должны сделать, так это издать закон о гражданских союзах, так они [гомосексуалисты] будут защищены юридически. И это то, что я поддержал”.
Гражданский союз и брак – не одно и то же
“Сенсацией” в СМИ это высказывание стало во многом из-за подмены понятий. Многие газеты и информагентства использовали в своих формулировках словосочетание “однополые браки” вместо “гражданских союзов”, о которых в оригинале говорит Понтифик. Учитывая настойчивость Католической Церкви во взгляде на брак как на союз мужчины и женщины, подобные заголовки привлекли навязчивое внимание к этой теме.
Путаница возникает из-за реальной разницы во взгляде Церкви и мира на брак. Если для мира неким образом юридически оформленное сожительство двух людей приравнивается к браку, то для Католической Церкви брак является таинством, которым “между супругами заключаются постоянные и исключительные узы” (Компендиум ККЦ, 1638-1642). Таинство это “совершается посредством того, что мужчина и женщина дают обет Богу и Церкви, который принимается и скрепляется Богом и завершается через телесное соединение супругов. Поскольку Сам Бог скрепляет узы сакраментального Брака, эти узы соединяют супругов до самой смерти”. Соответственно, христианский брак является церковной реальностью, а не просто неким юридическим статусом.
То, что Папа Франциск всегда именно таким образом смотрел на брак, подтверждает его близкий союзник из Аргентины, архиепископ Ла-Платы Мануэль Фернандес. В среду он написал на своей странице на Facebook: «Для него [Папы Франциска] слово «брак» имеет точное значение и применяется только к стабильному союзу между мужчиной и женщиной, открытому для передачи жизни. Этот союз уникален, потому что подразумевает различие между мужчиной и женщиной, которые объединяются во взаимности и обогащаются этим различием, способным порождать жизнь. Таким образом, слово «брак» применимо только к этой реальности».
Итак, если Папа в том интервью говорит не о браке, то о чём? Всё тот же архиепископ Мануэль Фернандес добавляет: «Бергольо всегда признавал, что, не называя это «браком», на самом деле, существуют очень тесные союзы между людьми одного пола, которые сами по себе не предполагают сексуальных отношений, но очень крепкий и стабильный союз». Эти люди «хорошо знают друг друга, живут под одной крышей уже много лет, они заботятся друг о друге, жертвуют собой друг ради друга», – продолжает он. – «Тогда может случиться так, что они предпочтут, чтобы в экстренном случае или болезни учитывались интересы не их родственников, а того человека, который хорошо знает их намерения. По той же причине они предпочитают, чтобы это лицо наследовало их имущество и т. д. Это можно предусмотреть в законе и это называется «гражданским союзом» или «законом гражданского сосуществования», но не браком».
Реакция католиков
Камнем преткновения для некоторых католиков стало противоречие высказывания Папы Франциска документу Конгрегации Вероучения от 3 июня 2003 года под названием «Соображения относительно предложений о юридическом признании союзов между гомосексуалистами». В нём говорится о необходимости выступать против юридического признания гомосексуальных союзов. “Неизбежным следствием <…> было бы новое определение брака, который по своему правовому статусу стал бы институтом, лишенным существенной ссылки на факторы, связанные с гетеросексуальностью; например, деторождение и воспитание детей”, – говорится в документе. А также делается конкретное замечание, касающееся законного порядка: “Поскольку супружеские пары обеспечивают преемственность поколений и поэтому находятся в высшей степени в общественных интересах, гражданское право предоставляет им институциональное признание. С другой стороны, гомосексуальные союзы не нуждаются в особом внимании с правовой точки зрения, поскольку они не выполняют эту функцию для общего блага”.
Данный документ не имел вероучительного характера и был опубликован за 10 лет до начала понтификата Папы Бергольо. Кроме того, он возник как ответ на ряд соответствующих законопроектов, выдвинутых на тот момент в разных странах Евросоюза, на фоне опасений за будущее института брака. Незадолго до публикации этого доклада, в 2002 году, в Аргентине был принят закон о гражданских союзах, “который предоставлял права любым двум людям, проживающим вместе более двух лет, независимо от их пола или сексуальной ориентации”, говорится в биографии Папы Франциска “Великий реформатор”. Бергольо, на тот момент – епископ Буэнос-Айреса, “не высказывал серьёзных возражений” против этого закона и “считал это чисто гражданским, юридическим соглашением, не затрагивающим брак”. Кажется, что и сегодня для Франциска это разделение остаётся ясным, и потому он не видит угрозы для брака в правовой защите однополых союзов.
Высказывание Понтифика породило и другие обсуждения, казалось бы, напрямую не связанные с его словами: “Меняет ли Церковь доктрину? Сказал ли Папа, что интимная связь между людьми одного пола – это не грех?” Разумеется, ничего подобного Папа не говорил. Более того, категория греха не может быть применена в светском правовом поле, к которому относятся как защита прав людей нетрадиционной сексуальной ориентации в широком смысле, так и феномен гражданских союзов как конкретная форма юридического регулирования подобных отношений.
В конце концов, своим высказыванием Папа Франциск приглашает смотреть на всю реальность, на мир, который нас окружает. В нём есть гомосексуалы, и некоторые из них действительно подвергаются дискриминации в собственных семьях, на местах учебы и работы. Папа напоминает о том, что их человеческое достоинство не должно попираться. И так как никто из нас не живёт в вакууме, эта проблема неизбежно распространяется на союзы, в которые они вступают.
“Речь идет о союзе, партнерстве, которое имеет определенные правовые последствия. Например, если люди живут вместе и должны иметь возможность быть допущенными в больницу, когда один из них находится в тяжелом состоянии. Или, например, нести совместную материальную ответственность. Речь идет о том, что государство должно признавать определенные права, которые существуют между живущими в таком союзе людьми. Они не должны в этом смысле дискриминироваться”, – прокомментировал этот вопрос генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве свящ. Кирилл Горбунов.
При этом о моральной оценке подобных союзов речь не идёт. Равно как не меняется учение Католической Церкви в вопросах сексуальности и брака.
Это не было цельное высказывание Франциска
Наконец, вызывает вопросы сам способ подачи слов Папы. Как отмечает влиятельный католический публицист Джон Л. Аллен мл., “эти знаменитые 20 секунд – это не одно непрерывное заявление Папы Франциска, а, скорее, монтаж высказываний, произнесенных в разных контекстах <…>. Один итальянский аналитик вчера заявил, что в этом фрагменте фильма наблюдается пять отдельных элементов и, следовательно, по крайней мере четыре редактирования, что является своего рода рекордом для 20-секундного отрезка видео”.
“Более того”, – продолжает Аллен, – “часть о гражданских союзах взята не из разговоров Афинеевского с Папой Франциском, а из другого интервью, которое Понтифик дал 18 месяцев назад известной мексиканской журналистке Валентине Алазраки, <…> из которого по какой-то пока неясной причине строка о гражданских союзах была удалена, когда интервью было опубликовано в 2019 году”. Информационная служба Ватикана отказалась комментировать, кто вырезал соответствующие реплики Папы из той исходной передачи: они или мексиканский телеканал, проводивший интервью. Нет ответа и на вопрос, почему эти комментарии было позволено обнародовать сейчас, в документальном фильме Афинеевского.
Сам режиссёр, который является открытым геем, после премьеры выразил удивление, что комментарии Папы вызвали такой переполох. На его взгляд, Папа Франциск не пытался изменить доктрину, а просто выразил веру в то, что геи должны пользоваться теми же правами, что и гетеросексуалы. Как сообщает портал Crux со ссылкой на Associated Press, в четверг режиссер отказался отвечать на дальнейшие вопросы и попытался привлечь внимание к основным проблемам, затронутым в фильме: изменению климата, беженцам и бедности.
Так или иначе, обсуждение, спровоцированное словами Папы, стало интересным вызовом для верующих, потому что поставило целый ряд вопросов, связанных с авторитетом в Церкви, а также – с нашей собственной духовной зрелостью. К сожалению, очень часто внутри подобных дискуссий мы, христиане, являем не любовь и принятие, а ненависть и осуждение, стремление уничтожить всё, что не дотягивает до наших высоких моральных ценностей. Поэтому слова Папы Франциска из этого “скандального” интервью обращены и к нам: другой – такое же дитя Божие, как и я. Могу ли я принять его с любовью?
Анастасия Орлова
Фото: twitter.com