Мало кто в России слышал об одном из лучших японских мастеров гравюры XX века – художнике Садао Ватанабэ (Sadao Watanabe, 1913-1996). Мастер пережил обращение после смерти отца, под влиянием соседки-христианки принял баптизм, после чего библейские сюжеты стали центральным мотивом его творчества.
Работы Ватанабэ выполнены в традиционной японской технике каппадзури, представляющей собой трафаретную печать, изначально использовавшуюся для окрашивания тканей. Однако мастер создавал свои гравюры не на текстиле, а на плотной бумаге “сибугами”, либо “момигами”, так называемой, “морщинистой бумаге”, которая придавала изображениям текстуру и особый объём.
Библейские сюжеты вдохновили мастера на множество необычных работ, особенностью которых является интерпретация этих сюжетов в традиционной японской культуре. Так, на его гравюрах мы видим дочь фараона, нашедшую маленького Моисея в зарослях бамбука, или гостей на свадебном пире в Кане Галилейской, облаченных в кимоно.
Необычны его изображения Адама и Евы в Раю – Ватанабэ явно экспериментировал как с типично японским, так и с более традиционным христианским изображением прародителей.
Если говорить о Новом Завете, то проще сказать, к каким сюжетам не обращался художник, чем перечислить все изображенные им.
Также Ватанабэ создал целую серию необыкновенных гравюр, изображающих святого Франциска Ассизского, жизнеописанием которого, судя по всему мастер был весьма вдохновлён.
О своих работах художник говорил так: “Я хотел бы видеть их висящими там, где собираются люди, потому что Иисус принёс Евангелие людям”.
Ознакомиться с остальными работами Садао Ватанабэ можно по ссылке.
Подготовила: Анастасия Орлова