Мне вспоминается одна итальянская молитва, в которых говорится о «сокровищах христианской веры». Это сокровища, которыми должны обмениваться восток и запад. Это и дары молитвы, и дары храмов, и дары монастырей, и великолепие богослужений. Дары есть у всех, и на востоке и на западе, в первую очередь у Православной и Католической Церквей. Этими дарами можно и нужно обмениваться, а не только брать себе чужое или, наоборот, гордиться своим, делая вид, что ничего другого и нет. Чем лучше мы будем все это понимать, чем больше между нами будет понимания в целом.
Чтобы развиваться, мы должны видеть, что есть хорошего у других, чему мы можем научиться. Очевиден интерес, который есть сейчас на западе к мистическому восточному богословию и к святоотеческому наследию. Люди, которые это изучают, испытывают огромную симпатию к православию и понимают, что корни святоотеческого богословия находятся именно там. Без этого понимания трудно представить себе целостную христианскую картину мира.
У нас, в силу исторических событий, многие из тех вещей, которые уже давно налажены на западе, еще нуждаются в настройке. В частности, это можно сказать о монашеском орденском служении, о социальной деятельности, о повсеместной проповеди Евангелия.
По этому последнему пункту на Западе сейчас есть некоторые проблемы, связанные прежде всего с секуляризацией общества. Но система христианской цивилизации, которая в свое время имела место на западе – это очень полезный опыт. И в школе, и в больнице, и в армии, и во всех остальных пространствах требуется христианская проповедь. Мы сейчас приходим к тому, что этим не могут заниматься только священнослужители. На западе же это давно известно. Священнослужители не могут разорваться, и активные движения мирян должны их в этом поддерживать. В том числе и в проповеди Евангелия. А для этого требуется образование, изучение Писания.
То мощное расширение миссионерского движения, к которому призывает Святейший Патриарх, как раз и призвано заполнить пустоту, которую не получится заполнить, если Церковь будет заниматься только строительством и богослужением. На западе все это развито, и мы можем этому поучиться.
Второй момент – это богословское образование. Богословская наука у нас по понятным причинам отсутствовала на протяжении почти всего двадцатого века. Какие-то дисциплины, например библеистика, за это время шагнули очень и очень далеко. То, что мы изучаем сейчас в духовных школах – это или святоотечествое наследие, или русская богословская школа (до 20-го века). А дальше – это в основном запад, и нам этот их опыт, конечно, нужен.
* * *
Безусловно, один из важных моментов, то, чем мы можем поделиться – это определенная строгость и в личном плане, и на уровне общины в целом. Есть какие-то мировоззренческие позиции, на которых нужно стоять в любом случае. Особенно это уместно в борьбе с секуляризацией, имеющей место в Европе.
Нельзя не вспомнить, что Царствие Небесное силой берется. Вот этого-то усилия часто, к сожалению, и не видно. Люди декларируют себя христианами, но если посмотреть, то их усилий ни в личном плане, ни в общественном не заметно.
Здесь требуется определенная строгость к себе, которая сохраняется в восточной традиции. При этом важно, чтобы эта строгость не превращалась в чрезмерную, чтобы она не превращалась в отсутствие любви по отношению к другим. Здесь нужен разумный баланс.
То, что мы можем дать – это духовная дисциплина и та мистическая составляющая, которая уже полностью отсутствует в некоторых протестантских харизматических движениях. Таинственная составляющая, которая явно чувствуется в восточной традиции, в западной традиции отходит совсем на периферию или вовсе пропадает. Это касается и богослужения, и таинств, и церковной культуры в целом.
В восточной традиции есть цельность, которая является едва ли не ее базой. Если этой цельности нет, то человек может считать себя христианином, быть знакомым со Священным Писанием, но при этом христианство в его жизни никак реально проявляться не будет. Это касается нас всех. Важно не только ощущать себя христианами, но и быть ими по-настоящему.
По материалам беседы на “Радио Мария” в рамках программы “Семейный круг”
Слушать запись прямого эфира