Как католический философ предвидел проблемы современного общества

Йозеф Пипер родился в 1904 году в Вестфальской деревне Элте – месте столь изолированном, что поблизости не было ни одного поезда, идущего в другие регионы страны. Однако сегодня книги Пипера переведены на многие языки и читаемы по всему миру. И хотя его философия уходит корнями в 13-й век и к идеям Святого Фомы Аквинского, она актуально и сейчас. Говоря о своём «герое», он сказал, что работы Аквинского «неистощимы, и его взгляд на реальный мир кажется необходимым камертоном, в котором так нуждается современное христианство».

Пипер умер в 1997 году. Однако его понимание либерализма отлично применимо к кризису современного общества. Он пишет, что «просвещенный либерализм закрывает глаза на мировое зло: на демонические силы «нашего противника» дьявола, так же как и на силу человеческого заблуждения и искажения воли; в наихудшем варианте, либерализм предполагает, что силы зла не так опасны, чтобы не иметь возможности с ними «договориться» или «примириться» с ними. Некомфортное, безжалостное, неумолимое «нет», вполне очевидное для христианина, полностью исчезло из мировоззрения либерала.

Сегодняшние либералы верят, что все, что нужно человеку для преуспевания, может быть найдено в политике. В их понимании политика заменила религию. Они не считают, что необходимо проходить через жизненные сложности с целомудрием и добродетелью. Для них этика жизни — значит жизнь «без печалей и потерь». Либерализм и наивность идут рука об руку.

Либеральная концепция человека не включает в себя добродетели, которые являются «кровью» человеческой морали. Пипер как раз больше всего известен своей книгой о добродетелях благоразумия, справедливости, мужества и целомудрия. Он, вообще, стал известен как «философ добродетели». В одной из своих книг («The Four Cardinal Virtues») он говорит: «Капитуляция перед чувственностью парализует моральные силы человека». По его словам, целомудрие, честность и мужественное самопожертвование кажутся современному человеку неблагоразумными, тогда как враньё, жадность, хвастовство – наоборот, благоразумны.

Нам стоит почитать работы этого выдающегося философа, чтобы мы лучше могли понять, что происходит в современном мире. В другой своей книге («The Silence of Saint Thomas») он замечает, что «истина будет тем глубже, чем ярче выявляется ее своевременность; это также означает, что человек, живущий с большей напряженностью сердца и с более глубоким духовным сознанием, имеет больше шансов испытать озаряющую силу истины».

У Пипера есть уникальный талант формулировать традиционную мудрость в свете современных проблем. Это хорошо описано в его книге «Belief and FaithHappiness and Contemplation, The End of Time, and Guide to Thomas Aquinas».

Т. С. Элиот, который написал вступление к книге Пипера «Leisure the Basis of Society», высоко оценивает писателя, ставя ему в заслугу возрождение философии: «здравый смысл ясно говорит нам, что именно там мы должны найти понимание и мудрость». Покойный Ральф Макинерни утверждал, что: «Никто не писал более ясно, чем Пипер, о связи между мышлением и действием; при этом уровень учености автора не становится барьером между читателем и текстом». Пипер не только достоин того, чтобы его читали, но ещё и читается с легкостью.

Известный психиатр Карл Стерн был хорошим другом Пипера. В своём собрании эссе «Love and Success» Стерн вспоминает, как возвращался на самолёте с конференции, которая представляла собой странную смесь едва понятного экзистенциализма, социологии, групповой терапии, антропологии и психоанализа. «Читая Пипера по пути домой», – пишет он, – «я чувствовал себя человеком, у которого в ушах всё ещё жужжит уличный шум, но он вдруг услышал «Искусство Фуги» Баха. Я вернулся в мир неизменной гармонии».

Нам нужно читать работы Йозефа Пипера, потому что он открывает двери в эту вечную философию, которая есть любовь к мудрости. Он делает Аквинского понятным, и возбуждает в нас аппетит к разумности. Как любитель слов, Пипер отмечает, что на латыни слово «мудрый» – это «sapiens», а родственное ему слово «sapere» означает «вкус». Мудрость доступна всем, так что мы можем ее «вкусить». Философию Пипера можно резюмировать фразой святого Бернарда Клервоского: «Мудрый человек – тот, кто наслаждается всеми вещами такими, какие они есть на самом деле». «Вкусите и познайте, как благ Господь!» (Пс 33:9)

Дональд Демарко

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Юлия Кабьер

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии