О непростой истории католических приходов Успения Божьей Матери и Непорочного Сердца Божьей Матери в Иркутске Ольге Хруль рассказали прихожанка прихода Святейшего Сердца Иисуса (Санкт-Петербург) Наталья Галеткина и прихожанка Иркутского Кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери Наталья Гончаренко.
История католического прихода в Иркутске выходит далеко за рамки обычной приходской хроники. Официально учрежденный в 1820 году иркутский римско-католический приход Успения Божией Матери включал в себя огромную территорию Иркутской губернии, к которой в 1820-30-х годах относилась не только вся Восточная Сибирь, но и Дальний Восток с островом Сахалин и полуостровом Камчатка. Кроме того в границы иркутского прихода входила также и Якутская область. На тот момент это был самый большой в территориальном смысле приход в мире, хотя число прихожан было невелико. К 1825 году здесь насчитывалось до 1400 человек католического вероисповедания, и история их появления уходит в предыдущее столетие.
Первые католики в Иркутске появились в конце XVII века, то есть спустя всего несколько десятилетий после основания Иркутского острога. Прежде всего, это были купцы из стран Восточной Европы, а также немногочисленные цыгане. Впрочем, уже на рубеже XVIII – ХIХ веков в столицу Восточной Сибири стали прибывать достаточно большие группы лиц католического вероисповедания. Это были ссыльные жители польско-литовских земель, участники восстаний за суверенитет Польши и Литвы – восстания Тадеуша Костюшки 1795 года, восстания 1830 года, восстания крестьян под руководством священника Петра Сцегенного, восстания 1863-1864 годов и других. В начале ХХ века к ним присоединились переселенцы, получавшие в Сибири земельные наделы согласно Столыпинской аграрной реформе, и пленные первой мировой войны, а в сталинский период – репрессированные поляки, украинцы, белорусы, литовцы, латыши и немцы Поволжья.
Наличие в Иркутске значительной группы верующих потребовало прибытия сюда священников Римско-католической Церкви для их духовного окормления. Императором Александром I был санкционирован приезд в Иркутск в 1806 году первых трёх представителей католического монашествующего духовенства. В 1811 году сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель добился увеличения числа католических священников в Сибири до шести с назначением им постоянного местопребывания в городах Томск и Иркутск. В Иркутск были определены на службу священники из ордена иезуитов (Общества Иисуса). Преемник И.Б. Пестеля, генерал-губернатор А.С. Лавинский писал об этом решении так: «Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, он надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества, а также в политических сношениях с Китаем, где сей орден имеет своих миссионеров; почему испросил, чтобы число римско-католических священников было увеличено. Таким образом, в 1811 году назначено в Сибирь вместо трех шесть римско-католических священников иезуитского ордена, коим дозволено иметь постоянное пребывание в городах Иркутске и Томске».
Первые представители ордена иезуитов прибыли в Иркутск в мае 1812 года: супериор миссии о.Марцелий Каменьский, о. Винцентий Лашкевич, о. Тадеуш Машевский и брат Тадеуш Дроздовский. В 1814 году из Иркутска в Томск для организации миссии выехали священники во главе с о. М. Каменьским, а главой иркутской миссии стал о. Винцентий Лашкевич. Все они получали скромное жалование от казны, и могли вести духовную работу исключительно среди католиков, разбросанных по огромной территории прихода. Богослужение в Иркутске проводили в одной из комнат съемного частного дома.
Иезуиты работали в Сибири до 1820 года, когда за чрезмерную активность царским указом от 13 марта 1820 года они были удалены за пределы Империи, а вместо них для окормления прихожан в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Братья приехали с декретом архиепископа Могилевского, предписывающего образование прихода Успения Богородицы. Супериором миссии стал о. М. Ромашевский. Ему помогали священники А. Игнатович и Б. Масловский. С 1830 по 1832 гг. возглавлял миссию о. Д. Милевский. После его отъезда супериором и настоятелем прихода стал о. Д. Гациский, который исполнял это служение вплоть до своей смерти в 1855 году.
В 1820 году в Иркутске был официально учреждён римско-католический приход, а в 1825 году в Иркутске был построен первый на этой территории католический храм, освящённый в честь Успения Божьей Матери. Небольшой по размерам деревянный храм в классическом стиле был возведен в центре города в 1825 году и до середины XIX столетия он был одним из двух католических храмов на всей сибирской и дальневосточной территории Российской империи (второй был в Томске).
Разрешение на его постройку, полученное от представителей российских властей, объяснялось не только религиозными причинами. «Быть может, что устроение в Иркутске Римско-Католической Церкви будет содействовать к привлечению туда людей сего исповедания с капиталами и промышленностью полезною для того края», – так было записано в журнале Комитета министров о заседании 17 февраля 1825 года, где обсуждался вопрос.
Однако эти расчеты не оправдались, и приток католического населения в Сибирь продолжал идти за счет уголовной и политической ссылки. Последняя стала играть особую роль, начиная с 1830-х годов, в связи с польским национально-освободительным движением. К ссыльным полякам относился и католический священник, сыгравший огромную роль в истории иркутского прихода. Это – о. Кшиштоф (Христофор) Шверницкий, священник из ордена марианов, который возглавлял иркутский приход на протяжении почти 40 лет, с 1855 года, после смерти тогдашнего настоятеля отца Д. Гасицкого, по 1894 год.
В его обязанности входило совершение регулярных пастырских объездов территории своего прихода с целью совершения духовных треб. Приход же занимал огромную площадь и включал в себя не только Иркутскую губернию, но также Енисейскую губернию, Якутию и другие территории. Из-за обширности прихода и труднодоступности большинства населённых пунктов поездки священника длились по нескольку месяцев, в продолжении которых Иркутский храм оставался без призрения, а иркутские католики были лишены возможности исполнять «христианские обязанности, священные для всякого благомыслящего человека».
В июне 1879 года в Иркутске произошёл страшный пожар, который уничтожил значительную часть города. В его огне сгорело и деревянное здание костела. Отец К.Шверницкий сразу же приступил к сбору средств и утверждению проекта постройки нового храма. Автором архитектурного проекта стал старший архитектор строительного отделения Главного управления Восточной Сибири Ян (Иван Фомич) Тамулевич (по другим данным – Юзеф Тамулевич). Летом 1881 года на месте сгоревшего костела началось строительство нового, в кирпичном исполнении храма Успения Пресвятой Богородицы. Первое богослужение в новом храме состоялось 8 декабря 1884 года.
По инициативе К. Шверницкого при храме организовали приют на 20 детей-сирот и школу с преподаванием на польском языке, в 1863 году открыли богадельню для стариков-ветеранов. Помимо обязанностей настоятеля К.Шверницкий был также капелланом войск Восточно-Сибирского отдела. В 1888 году иркутские католики поздравляли своего настоятеля с 50-летним юбилеем священнического служения и в честь юбиляра соорудили памятный алтарь. Среди прочих подарков в этот день ему преподнесли золотую чашу от папы Льва XIII. Спустя пять лет в возрасте 82-х лет Кшиштоф Шверницкий скончался и был похоронен на Иерусалимском кладбище города Иркутска.
После смерти о. Шверницкого настоятелем иркутского прихода стал о. Иосиф Розга (в другом варианте – о. Юзеф Рузга). Его помощником был о. Мартин Венцлав.
С 1897 года при Иркутском костёле существовало римско-католическое благотворительное общество, целью которого было «содействовать развитию материального благосостояния единоверцев-католиков, а также оберегать их от безверия и упадка нравственности». Средства общества (ежегодные членские взносы, добровольные пожертвования, сборы с концертов, любительских спектаклей и др.) расходовались на содержание детского приюта Святого Иосифа и приюта «для старцев», на выплату денежных пособий, в том числе для лечения, погребения, возвращения на родину.
В 1907 году на средства священников и прихожан было открыто римско-католическое училище, в котором обучалось более 100 детей. Заведующей школой была учительница Гелена Иосифовна Олехнович.
Надо сказать, что члены иркутской католической общины, будучи людьми самого разного состояния и сословной принадлежности, играли в городе заметную роль. Среди католиков, оставивших след в истории Иркутска, можно назвать известного фотографа Петра Адамовича Милевского, работы которого сохранили для нас виды Прибайкалья, городскую архитектуру, храмы и монастыри, портреты иркутян, жанровые сцены. Им выполнена серия снимков, на которых запечатлен момент спуска на воду со стапелей ледокола-парома «Байкал».
Когда общественность Иркутска готовилась к встрече наследника российского престола цесаревича Николая Александровича, администрация губернии, правление Географического общества предложили произвести ответственную фотосъемку именно Петру Адамовичу Милевскому. Членами иркутской католической общины также были: Викентий Иосифович Тышко – инженер-технолог, действительный статский советник, инспектор Иркутского технического училища, директор Иркутского промышленного училища, гласный Иркутской городской думы в 1898–1909 гг., почетный гражданин города Иркутска; Болеслав-Артур Петрович Шостакович – экономист, публицист, общественный деятель, иркутский городской голова в 1902–1903 гг., гласный Иркутской городской думы и его сын Владимир Болеславович Шостакович – геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, профессор Иркутского государственного университета; художник Станислав Вронский; архитектор Казимир Войцехович Миталь, фотограф Юлиан Андрулайтис и судовой капитан Казимир Андрулайтис.
Особо хотелось бы рассказать о мастере-краснодеревщике Войцехе Коперском.
Сосланный в Сибирь за участие в Январском восстании 1863-го года против царского самодержавия, Станислав-Войцех Коперский был талантливым мастером с отличным художественным вкусом. В Иркутске он открыл собственную столярную мастерскую, а также был преподавателем и заведующим столярной, токарной и резной мастерской в Трапезниковском ремесленно-воспитательном заведении для мальчиков. Его художественный стиль был узнаваем, Коперский был одним из самых востребованных мастеров своего времени. Много заказов он выполнял по оформлению Иркутского и Слюдянского костёлов, Знаменского женского монастыря, Вознесенского мужского монастыря, православного Кафедрального собора. Почти вся деревянная резьба в первом деревянном Иркутском костёле была сделана им или под его руководством.
По-видимому, за эту работу он был одарен в 1897 году иконой Матери Божьей Ченстоховской с дарственной надписью от отца Кшиштофа Шверницкого. Именно Войцех Коперский был создателем большого алтаря в новом каменном Иркутском римско-католическом храме. Обустройство храма в основном было завершено к концу 1890-го года к 50-летию настоятеля прихода. Как пишет сам отец Кшиштоф: «Большой алтарь из дерева, целиком резной, ажурный, и около него при решетках пресвитерия, тоже самой работы две исповедальни, окрашенные белым, безо всякой позолоты, издали выглядят, как алебастровые, и представляют прекрасный, чисто готический стиль. Боковые же алтари, так же в готическом стиле, частично изготовленные из гипса и деревянных ажурных резных украшений, весьма красиво смотрятся в нашем костёлике … Проект алтаря и всех костёльных украшений создал архитектор господин Валериан Куликовский, родом из Ковна, который со знанием искусства и с истинным пристрастием художника сам наблюдал за исполнением всех мельчайших подробностей, включаемых в костёльное украшение, между прочим, добавлю, безо всякого вознаграждения… Молодой же человек г-н Войчех Копэрский, родом из Варшавы, столяр по профессии, старательно и добросовестно выполнил в своей столярной мастерской все резные работы вокруг алтаря к полному удовлетворению знатоков, помогай ему Господь!».
В 1915-1917 годах иркутским деканом и настоятелем прихода Успения Божией Матери был о. К.Ванькович. Затем непродолжительное время эти обязанности исполнял о. Ю.Гронский, а с 1918 по 1920 гг. – о. Ю. Якштис. В это время уже началось широкомасштабное наступление на любые проявления религиозности, закрываются и разрушаются храмы, репрессируются священнослужители. Не избежала этого и Католическая Церковь, которая на территории СССР к концу 1930-х годов практически перестала существовать. Иркутская римско-католическая церковь, как и все другие религиозные организации, была лишена права юридического лица. Принадлежавшее ей движимое и недвижимое имущество было объявлено «народным достоянием» и перешло в ведение местных органов советской власти. Группа бывших прихожан католического прихода зарегистрировалась в Иркутском отделе юстиции и 25 мая 1920 года заключила договор на бесплатное пользование культовым зданием, богослужебными предметами и инвентарём. На общем собрании верующих 1 августа 1920 года был избран приходской комитет.
В 1920-1925 гг. иркутский католический приход возглавлял священник о. Ю. Демикис. В 1925 году он уехал из Иркутска, и община верующих пригласила для руководства религиозной жизнью настоятеля барнаульского прихода о. Антония Жуковского. Он приехал в Иркутск в июне 1925 года, а спустя год с небольшим его арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую область.
Свидетельством ужесточения в середине 1920-х годов антирелигиозной политики государства стал арест в 1926 году только что назначенного в Иркутский римско-католический приход декана и настоятеля о. Антония Жуковского, обвинённого по ст. 58 УК РСФСР и отправленного в ссылку, несмотря на попытки общины верующих взять его на поруки. Отец Антоний возвратился из ссылки в 1931 году, но уже в 1937 году он был вновь арестован и расстрелян. Община, существовавшая исключительно на добровольные пожертвования своих немногочисленных членов и вынужденная платить всё возрастающие суммы страховых взносов и налогов, не имела финансовой возможности произвести капитальный ремонт здания храма, как того требовало его техническое состояние. 27 января 1938 года Президиум Иркутского городского совета принял решение о расторжении договора с римско-католической общиной ввиду её «бесхозяйственного отношения к арендуемому зданию». Окончательное закрытие костёла для богослужений было произведено 7 апреля 1938 года.
Здание храма было передано Восточно-Сибирской студии кинохроники и приспособлено под производственное помещение, что нанесло ему значительный ущерб.
В 1974—1978 годах по проекту архитектора Г. А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии, который располагается в здании храма по сей день.
В 1990-х годах в России начинается восстановление церковных структур. Возрождаются приходы, верующие возвращаются в храмы. Иркутский приход Успения Богородицы был заново установлен епископом Иосифом Вертом, SJ 14 сентября 1991 года. Как вспоминает внучка Войцеха Коперского, Изольда Эдуардовна Новосёлова: «Первая месса… была проведена в 1990-м году в канун Рождества Христова. К нам тогда впервые приехал ксёндз из Польши, отец Тадеуш Пикус. После столь долгого отсутствия католических служб в Иркутске, он провёл первую службу в нашем старинном польском костёле на площади Кирова, в то время – единственном в Иркутске». Вскоре настоятелем иркутского прихода был назначен священник из ордена Сальваторианцев о. Игнаций Павлюс, в последующие годы много сделавший для восстановления католических традиций на сибирской земле.
Из интервью отца Игнация: «В августе 1991 года я уже приехал в Иркутск на постоянное жительство. За день до дня своего рождения, 15 сентября я получил официальное назначение. Епископ Иосиф Верт поручил моему попечению католиков от Красноярска по Владивосток. Более полугода я был настоятелем самого крупного прихода мира».
Католическая община в Иркутске быстро росла, увеличиваясь не только за счет представителей этнических групп, традиционно исповедующих католическую веру, но и за счет людей самых разных национальностей, по велению души и сердца избравших своей верой католицизм.
23 марта 1998 года Святейший Отец Иоанн Павел II назначает для Восточной Сибири нового епископа, которым стал Ежи Мазур, SVD. 18 мая 1999 года официально учреждается Апостольская администратура Восточной Сибири с резиденцией епископа в Иркутске, начинают формироваться структуры курии. Вместе с владыкой Ежи Мазуром в Иркутск прибыл его собрат из Общества Божьего Слова о. Иосиф Венцлавик, SVD, который стал канцлером курии и секретарем епископа. Важную роль в становлении Апостольской администратуры сыграли благотворительная организация «Каритас», руководителем которого был о. Александр Петшик, SAC, возглавляемый им же Катехитический отдел, и сотрудник этого отдела мирянин из Польши Марек Мачуга, пресс-центр администратуры во главе с Натальей Галеткиной, а также другие подразделения и комиссии курии.
Иркутским католикам нужен был свой храм, однако здание «старого», как его называют в Иркутске, Польского костела, приспособленное под органный зал областной филармонии, городская администрация возвращать верующим отказалась.
8 декабря 1998 года, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы, было принято решение о выделении администрацией города Иркутска места для строительства нового собора и резиденции епископа. Таким местом стал участок на левом берегу реки Ангары напротив Технического университета, вплоть до весны 1999 года занимаемый автомобильной стоянкой.
Знаменательно, что ещё до начала строительных работ, 28 апреля 1999 года, на месте будущего собора Непорочного Сердца Божьей Матери состоялось богослужение в рамках паломничества мощей Святой Терезы имени Младенца Иисуса по России. Епископ Ежи Мазур, SVD, почётные гости из Франции, священники и монахини Сибири и Дальнего Востока, а также миряне из иркутского прихода Успения Богородицы, взяв с собой частицу мощей Святой Терезы, заключенную в иконе, молились о Божьем благословении для строительства нового храма.
Строительство Кафедрального собора, здания курии и резиденции епископа началось 10 июня 1999 года после молитвы и освящения епископом Ежи Мазуром, SVD, строительных машин, а 18 июля того же года были освящены территория стройки и крест, установленный на ней.
Предстоятелем торжества был Примас Польши кардинал Иосиф Глемп, на освящении также присутствовали губернатор Иркутской области Борис Говорин и гости из США (Аляска) – архиепископ Фрэнсис Харли и епископ Марк Харли. В тот же день кардинал Иосиф Глемп совершил освящение первой части Центра духовности им. Иоанна Павла II «Единение» в Листвянке. Огромная организационная работа во время строительства лежала на плечах епископа Ежи Мазура, SVD, канцлера курии о. Иосифа Венцлавика, SVD, директора благотворительной организации «Каритас» о. Александра Петшика, SAC, эконома курии Маргариты Свиридовой, а также о. Петра Фидермака, который осуществлял общее руководство строительными работами.
5 сентября 1999 года состоялось торжество освящения и закладки краеугольного камня. Освящение проводил Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский, SVD. Кроме акта об учреждении Апостольской администратуры вместе с краеугольным камнем были заложены камни с горы Голгофа, с горы Преображения, из Назарета и из Фатимы, а также реликвии Святого Креста и мощи Святого Рафаила Калиновского и Святой Терезы Младенца Иисуса.
В Страстную Пятницу 21 апреля 2000 года произошло еще одно важное событие – был освящен, поднят и установлен крест, венчающий Кафедральный собор. Настоящим праздником, в котором участвовали практически все прихожане, стало освящение колоколов, позже поднятых на колокольню.
Полностью строительство собора было закончено к сентябрю 2000 года. К этому времени завершились отделочные работы внутри храма, были установлены скульптуры и колокола.
Торжество освящения Кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери состоялось 8 сентября 2000 года в праздник Рождества Богородицы.
Обряд освящения начался перед вратами храма, к которым направились в процессии: папский легат кардинал Ян Петер Шотте, CICM, председатель Конференции католических епископов Белоруссии кардинал Казимир Свентек, Апостольский нунций в России архиепископ Георг Цур. Настоятель прихода о. Петр Фидермак от имени всех верных вручил ключи от собора епископу Ежи Мазуру, SVD. В храме Апостольский администратор приветствовал архиепископов, епископов и священников из Италии, США, Германии, Польши, Словакии, Белоруссии, Средней Азии, а также представителей других вероисповеданий. Затем Ежи Мазур, SVD попросил папского легата «освятить храм третьего тысячелетия, в котором особенным образом будет почитаемо Непорочное Сердце Божьей Матери».
Освятив воду и окропив ею алтарь и стены собора, кардинал вышел на улицу и окропил стены храма извне. Затем в алтарь Кафедрального собора был помещен ковчег, содержащий частицы мощей святых: Андрея Боболи, Карла Борромео, Антония Мария Кларета, Викентия Паллотти, Елены Штоленверк, Фаустины Ковальской, а также блаженных Эдмунда Бояновского, Болеславы Лямент, Арнольда Янссена и мучеников из Барбастро.
Праздничные мероприятия продолжались еще два дня. 9 сентября 2000 года открылся I Всероссийский Мариано-Мариологический Конгресс, на котором с докладами выступили пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии Сергей Прейман, православный священник о. Георгий Чистяков и профессор Люблинского Католического университета о. Целестин Напюрковский, OFMConv. В конце дня гостям конгресса был представлен спектакль «Благодарение Заступнице», постановку которого осуществил известный иркутский режиссер Вячеслав Кокорин. Музыку к спектаклю на стихи Анатолия Кобенкова написал художественный руководитель «Театра Пилигримов» Владимир Соколов.
10 сентября 2000 года кардинал Казимир Свентек, бывший узник лагеря в Воркуте, освятил часовню Примирения и Мира.
Жюри Первого межрегионального фестиваля «Зодчество Восточной Сибири» признало иркутский Кафедральный собор Непорочного Сердца Божьей Матери лучшим архитектурным произведением 1999-2001 гг. Диплом I степени в номинации «Постройки» получили иркутские архитекторы Владимир Стегайло и Олег Бадула, а также Анджей Хвалибог из Польши.
Автором и исполнителем смелых решений внутреннего убранства собора, а также часовни Примирения и Мира и ограждения территории храма является польский художник и скульптор профессор Винценты Кучма из Кракова.
Иркутский Кафедральный собор представляет собой образец современного строительства, который, тем не менее, особым образом раскрывает вечные христианские истины. Храм построен на возвышенности, что традиционно для христианской архитектуры. Возвышенность, гора непосредственно близка к небосводу, и она всегда была символом близости Бога и стремления людей к Нему, возвышением над нашей земной жизнью и нашими земными устремлениями. Если посмотреть на архитектурную форму собора, с фронтальной стороны видно две башни, словно две руки, соединенные в молитвенном жесте. Между ними – митра как символ пастырской власти. Собор венчает крест, из которого исходят лучи, символизирующие Божие Милосердие. «Veni Sancte Spiritus – Приди, Святой Дух!» – написано над входом в собор.
В одной из башен собора устроена колокольня, где подвешены 4 колокола. Самый большой из них, весом в 550 кг, носит имя Святого семейства и имеет девиз: «Возьми под опеку наши семьи». «Пусть ваш голос пробуждает Веру, Надежду, Любовь и Единство» – написано на колоколе во имя святых Андрея, Петра, Иосафата и Рафаила Калиновского. «Имя мое – Иоанн Павел II. Приди, Святой Дух, и обнови облик сибирской земли» – такую надпись можно прочесть на третьем колоколе. Девиз самого маленького колокола имени святого Георгия гласит: «Защити нас от наркомании, алкоголизма, СПИДа и землетрясения».
При входе в храм, с правой стороны находится часовня Божьего Милосердия с образом Иисуса Милосердного, автор которого – польский художник Богуслав Мария Боба, живущий и работающий в г. Бельско-Бяла. Икона, написанная по заказу епископа Ежи Мазура, SVD, появилась в иркутском Кафедральном соборе благодаря скромной пенсионерке из Кракова Халине Харасимув, которая взяла на себя все организационные и финансовые вопросы, связанные с доставкой в сибирский город иконы.
Здесь же в часовне расположен один из списков иконы Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи. Этот образ, одинаково почитаемый как в православной, так и в католической Церкви, был написан в византийской традиции и в конце XV века доставлен в Рим, где был передан храму св. Матфея на Виа Мерулана. Образ прославлен многочисленными чудесами, и копии его распространились по всему миру. Для иркутского кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери одну из них написала Кристина Кучма, жена автора внутреннего убранства собора. Супруги Кучма входят в число особенных благотворителей собора, так как их работы были даром сердца для католиков Иркутска.
По правую сторону от алтаря расположена скульптура, изображающая Фатимскую Божью Матерь. Мария, приносящая миру призыв к покаянию и к молитве, стоит с открытыми руками, как бы передавая всем людям обращение, которым Иисус начал свою деятельность на земле: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». В своей руке Богородица держит четки, так как в Фатиме Она назвала Себя Царицей Святого Розария.
С левой стороны находится фигура св. Иосифа, которого именно так – с благословляющим Иисусом на руках – увидели люди 13 октября 1917 года, в день окончания фатимских явлений. Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии и опекун Иисуса, является покровителем нашей епархии и указывает на то, что именно в иркутском храме расположена кафедра епископа Восточной Сибири.
Рядом с фигурой св. Иосифа стоит купель. Это бронзовое литьё, представляющее сцену крещения Господа Иисуса в Иордане – св. Иоанн Креститель, выливающий воду на голову Иисуса, и наверху голубь – символ Святого Духа.
Важнейшая часть собора – главный алтарь. Он сделан из байкальского нефрита, что, по замыслу епископа Ежи Мазура, SVD, символизирует укоренённость католичества на этой земле, а также единство с теми, кто в этом краю пострадал за веру. Центральная часть оформления храма – распятие с умирающим Иисусом. Крест окружён пламенем, которое символизирует неопалимую купину – горящий куст, который увидел Моисей, когда услышал имя Бога: Я есмь Сущий. Пламя напоминает также жертву, приносимую Богу в Ветхом Завете. Здесь на кресте Иисус приносит кровавую жертву за грехи всех людей. Над крестом помещён голубь – символ Святого Духа и семь печатей, которые олицетворяют семь даров Святого Духа. Над голубем находится треугольное окно. Это символ Бога Отца. Если мы посмотрим в это окно, то увидим небо – местонахождение Бога Творца. Таким образом, всё оформление главного алтаря представляет Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Верующие, присутствующие на Святой Мессе, окружают алтарь как духовный костер, на котором всех объединяет Спаситель.
Пол в храме выложен из слюдянского гранита и саянского мрамора.
В пресвитерии расположен престол епископа, а также места для священников и министрантов. Эта мебель является даром Общества Божьего Слова и была изготовлена церковным столярным цехом в г. Барановичи (Беларусь) под руководством брата Райнхольда Шефера, SVD.
На хорах находится орган производства американской фирмы «Роджерс». Он был установлен в соборе 24 сентября 2001 года. Этот инструмент относится к новому поколению органов: он имеет как духовую, так и цифровую часть. Его диапазон – 59 регистров с возможностью добавления еще одиннадцати, три мануала, встроенные оркестровые и хоровые голоса, 8 тембровых звучаний, благодаря которым можно исполнять музыку разных периодов. Органная музыка особенно украшает Литургию благодаря работающим в соборе органистам.
Снаружи справа от главного входа в храм расположена часовня примирения и мира, которая олицетворяет главный принцип христианской религии – примирение, искреннее примирение человека со своим прошлым и настоящим, с самим собой, с другими людьми, но прежде всего – с Богом.
В часовне фигура Иисуса Христа, раскинувшего руки в благословении человечества и словно парящего над ним, окружена четырнадцатью мраморными плитами, которые символически соответствуют четырнадцати стояниям молитвы Крестного Пути. Под этими плитами захоронены урны с землей с мест массовых захоронений жертв политических репрессий: Воркута, Катынь, Караганда, Барнаул, Омск, Якутск, Владивосток, Нерчинск-Кара, Иркутск, Норильск, Усолье-Сибирское, Братск, Тунка, Магадан-Колыма, Чукотка. Молитва на этом месте во время наиболее важных торжеств является единением со свидетелями веры и мучениками сибирской земли.
Приход Непорочного Сердца Божьей Матери в Иркутске был сформирован 13 октября 1999 года, в годовщину фатимских явлений.
В разное время его настоятелями являлись о. Петр Фидермак; о. Йозеф Галлович; о. Кшиштоф Коваль; о. Иосиф Венцлавик, SVD и о. Владимир Сек, SVD, по настоящее время занимающий эту должность и одновременно являющийся генеральным викарием епархии Святого Иосифа.
Викариями (помощниками настоятеля) в приходе были о. Марек Дец, о. Фульгенс (Фульгентиус) Веронг, SVD, о. Томаш Клявонь, SVD, о. Мартин Милчановский, SVD, о. Лукаш Хруник, SVD.
Пост председателя приходского Совета с момента образования прихода и до 2007 года занимал Мартуканс Витольд Антонович. Затем на эту должность была избрана Михайлова Светлана Викторовна.
Активную работу в католических приходах всегда ведут монашествующие. В настоящее время в приходе Непорочного Сердца Божьей Матери трудятся отцы из Общества Божьего Слова (SVD), а также монахини из двух конгрегаций – Сестры Служительницы Святого Духа (SSpS) и Сестры Францисканки Семьи Марии (RM). Основными направлениями их деятельности являются катехизация детей и взрослых, социальная поддержка одиноких матерей, детей из неблагополучных семей, престарелых и больных, а также помощь священникам в храме. Также в приходе действуют молитвенные группы мирян – Живой Розарий и Ассоциация Святого Духа.
Настоящими праздниками, обставленными с подобающей торжественностью, являются для прихода события Крещения, Миропомазания, Венчания, Первого Причастия.
Приходская летопись сохранила сведения о первых прихожанах, для которых эти Таинства были преподаны в новом соборе. Так, первое Таинство Крещения было совершено 16 сентября 2000 года настоятелем прихода о. Йозефом Галловичем крещен пятилетний Саркис Панчоян.
6 января 2001 года в день Богоявления – первое венчание в храме. Венчались Мисак Абгарян и Марине Аветисян, пара иркутских прихожан, проживших вместе уже 7 лет. С тех пор многие супружеские пары решили укрепить свой брак в Таинстве венчания.
А 3 июня 2001 года на праздник Сошествия Святого Духа десять прихожан во время литургии приняли таинство Миропомазания. В тот же день к Первому Причастию приступили шесть мальчиков и пятнадцать девочек.
10 июня 2001 года в Иркутском кафедральном соборе прошло первое рукоположение в священники. Кардинал Дарио Кастриллион Хойос, префект Конгрегации по делам Духовенства из Ватикана рукоположил выпускника Петербургской Высшей духовной семинарии Евгения Перегудова. Из нашего прихода вышло уже несколько священников. 16 июня 2019 года состоялось рукоположение в дьяконы нашего прихожанина Степана Цергеля, SVD. Обряд совершил ординарий епархии Святого Иосифа епископ Кирилл Климович. А 18 апреля 2020 года Степан Цергель был рукоположен в священники епископом Антонием Демьянко в Санктуарии Божией Матери Фатимской (г. Барановичи, Республика Беларусь). Отец Степан несёт своё служение в Беларуси, в городе Барановичи.
11 июня 2021 года наш прихожанин Данила Степанов, SVD принёс вечные монашеские обеты, а 12 июня 2021 года был рукоположен в сан дьякона. Торжества состоялись в Санкт-Петербурге в храме Посещения Пресвятой Девой Марии Елизаветы. 29 января 2022 года Данила Степанов был рукоположен иркутским епископом Кириллом Климовичем в священники; своё служение он несёт в Москве.
В Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге обучается ещё один наш прихожанин – Андрей Коваленко, SVD.
Особенным событием для прихода стала коронация статуи Фатимской Божьей Матери, которая состоялась 20 августа 2017 года. Коронация статуи Фатимской Божьей Матери в кафедральном соборе произошла в юбилейный год столетия явлений Пресвятой Богородицы в португальском городе Фатима. Корону для этого исторического акта изготовил польский художник Винценты Кучма. Корона выполнена из позолоченного серебра и украшена драгоценными и полудрагоценными камнями – нефритом, лазуритом, аметистом, изумрудом и жемчугом. Она была благословлена для иркутского храма Папой Иоанном Павлом II. Акт возложения короны на статую Богородицы совершил ординарий епархии Святого Иосифа епископ Кирилл Климович и епископ Ежи Мазур, при котором был построен кафедральный собор.
Фатимское послание имеет большое значение для верующих из нашего прихода, поэтому они активно культивируют традицию первых суббот месяца – молитвы и воздаяния за грехи против Непорочного Сердца Божьей, о чём просила Дева Мария в своих явлениях в Фатиме. По этой же причине в период с мая по октябрь 13-го числа организуются так называемые «Фатимские паломничества», когда прихожане из кафедрального собора и других приходов отправляются в один из храмов нашего деканата, чтобы вместе молиться и прославлять Пресвятую Богородицу.
Всегда оживленно и радостно отмечаются в приходе Непорочного Сердца Божьей Матери праздники: Рождество, Пасха, День святого Николая, Вербное воскресенье, престольные праздники собора и епархии. Торжествам предшествует духовная подготовка во время Адвента, Великого Поста, а особенную атмосферу создает неповторимое литургическое оформление. Прихожане всех возрастов принимают деятельное участие в подготовке праздничных мероприятий.
С 2016 года особыми праздничными событиями для прихода становятся Папские дни, которые проходят в октябре месяце и посвящены Святому Папе Иоанну Павлу II. В это время в храме проходят особые молитвы, организуются культурные события – выставки, концерты, показы фильмов. А завершением всегда становится приходское чаепитие с любимыми пирожными Папы-поляка – краковскими кремувками.
Доброй традицией прихода стали рождественские спектакли-молитвы, которые под руководством катехизаторов готовят дети и молодёжь. С 2005 года в иркутском католическом соборе в дни зимних каникул организуется фестиваль детских рождественских спектаклей, который собирает детские коллективы из приходов Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Улан-Удэ, а также всех желающих поделиться своим переживанием тайны Рождества Спасителя.
С 2007 года в приходе издаётся детская газетка «Лампадка», выходящая ежемесячно, за исключением летнего времени. На страницах газетки юные читатели могут найти информацию о литургических праздниках, устройстве католического храма, размышления на библейские темы, интересные христианские истории, а также ребусы, головоломки и кроссворды. Ежегодно весной проходит День рождения «Лампадки» с играми, конкурсами, призами и угощением.
Раз в год Иркутский кафедральный собор Непорочного Сердца Божьей Матери становится местом проведения епархиальной встречи молодёжи. На несколько дней в соборе воцаряется неповторимая атмосфера радости, творчества, энергии. Молодые люди из разных приходов огромной епархии Святого Иосифа (заметим, что она – самая большая по территории католическая епархия в мире) приезжают в Иркутск, чтобы вместе молиться и размышлять о важных вопросах веры, духовного возрастания, морального выбора в условиях, которые диктует современность. В 2004 и в 2018 годах Иркутск принимал Всероссийские встречи католической молодёжи.
Иркутский католический кафедральный собор собирает в своих стенах не только католиков; он гостеприимно распахивает двери для всех, кто интересуется католичеством, церковной культурой и традициями. В собор часто организуются экскурсии, а по воскресеньям и в праздники здесь собираются любители органной музыки, ведь благодаря многолетнему сотрудничеству с органистом Иркутской областной филармонии Дечебалом Григоруцэ собор давно стал местом проведения увлекательных музыкальных встреч.
Хроника:
До учреждения прихода – католические миссии в Иркутске:
1806-1811 – доминиканцы
1812-1820 – иезуиты во главе с о. Марцелием Каменьским, с 1814 г. – во главе с о. Винцентием Лашкевичем
1820 – учреждение в Иркутске римско-католического прихода Успения Божьей Матери, находившегося в подчинении архиепископа Могилевского (как и все другие католические приходы Российской империи).
1825 год – построен первый католический храм (деревянный) Успения Божьей Матери.
С 1820 по 1855 год в приходе служат священники из ордена францисканцев-бернардинцев. Соответственно настоятели прихода также из этого ордена:
1820 – 1830(?) – о. М. Ромашевский.
1830 – 1832 – о. Д. Милевский.
1832 – 1855 – о. Д Гациский
1856 – 1894 – настоятель о. Кшиштоф Шверницкий (Швермицкий) из ордена марианов
1879 год – здание храма Успения Божьей Матери сгорело.
1881 – 1884 – строительство нового (каменного) храма Успения Божьей Матери.
1884 год – освящение нового храма Успения Божьей Матери.
1894 – 1903(?) – настоятель о. Иосиф Розга.
1908(?) – 1909 – настоятель о. Ф.Жискар.
1909 – 1915(?) – настоятель о. Петр-Павел Бульвич.
1915 – 1917 – настоятель о. К.Ванькович.
1917 – настоятель о. Ю. Гронский.
1918 – 1920 – настоятель о. Ю. Якштис.
1920 – 1925 – настоятель о.Ю. Демикис.
1926, 1931 – 1937 – настоятель о.Антоний Жуковский. В 1926 году арестован и выслан из Иркутска, в 1931 году вернулся, в 1937 году снова арестован и расстрелян.
1938 год – окончательное закрытие храма и роспуск прихода
1991 – 2008 (?) – настоятель о. Игнаций Павлюс, SDS
Конец 2000-х – сальваторианцы
2010-е – 2020-е – вербисты (о. Михал Маргефка, о. Лукаш Хруник, о. Владимир Сек)
Настоятели прихода:
1999, 13.10. – учреждение прихода Непорочного Сердца Божьей Матери
1999 – 2000 – строительство собора Непорочного Сердца Божьей Матери
1999 – 2000: настоятель о. Петр Фидермак
2000 – 2001: настоятель о. Иозеф Галлович
2001 – 2002: настоятель о. Кшиштоф Коваль
2002 – 2003: настоятель о. Иосиф Венцлавик, SVD
2003 – 2004: настоятель о. Петр Фидермак
2004 – по сей день: настоятель о. Владимир Сек, SVD, одновременно являющийся сейчас настоятелем прихода Успения Божьей Матери и генеральным викарием епархии Святого Иосифа.
Контакты:
664074, г. Иркутск, ул. Грибоедова, 110
Тел. 8 (3952) 500-056
Эл. почта: [email protected]
Официальный сайт
Страница в ВК
Счет для пожертвований:
Местная Римско-католическая религиозная организация Приход Непорочного Сердца Божьей Матери в городе Иркутске
ИНН 3808057885/ КПП 381201001
Байкальский банк ПАО Сбербанк г. Иркутск
Р/сч. №40703810118350101338
БИК 042520607
Корр. сч. № 30101810900000000607
Или на официальном сайте в разделе «Пожертвовать»
Выражаем благодарность за консультации и помощь отцу Владимиру Секу, SVD – настоятелю прихода Непорочного Сердца Божьей Матери и генеральному викарию епархии Святого Иосифа
Подготовила Ольга Хруль