18 октября Католическая Церковь чтит память святого Луки, согласно христианской традиции – автора одного из Евангелий и Деяний Святых Апостолов. Его авторство засвидетельствовано во Фрагменте Муратори (ок. 190), а также в сочинениях Иринея Лионского (Против ересей, 3, 13, 3; 3, 14, 1-3 и др.), Оригена, Тертуллиана, Климента Александрийского и других раннехристианских авторов.
Традиция приписывает авторство Евангелия от Луки спутнику апостола Павла, от лица которого написаны Деяния апостолов (ср. Деян 20, 6; 21, 18 и др.) и который отправился в Рим вместе с ним в конце его 3-го путешествия (Деян 27, 1 и далее). Имя Луки несколько раз упоминается в посланиях Павла, но никаких подробностей о нем не сообщается. Павел называет его среди своих сотрудников во время 1-го ареста в Риме (нач. 60-х н.э., см. Флм 24) и передает от него привет колоссянам, называя его врач возлюбленный (Кол 4, 14). Лука, видимо, оставался с Павлом до его кончины, так как упомянут в его последнем послании: “Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною” (2 Тим 4, 10).
Лука, вероятно, был уроженцем Антиохии (Евсевий Кесарийский, Церковная история 3, 4, 6) и, скорее всего, грекоязычным прозелитом. Он проповедовал в Далмации, Галатии, Италии и Македонии. Антиохийское происхождение Луки прямо нигде в ранних источниках не засвидетельствовано, но косвенно подтверждается тем, что именно Антиохии в Деяниях апостолов уделено особенно много внимания (Деян 11; 15). Об основании Антиохийской Церкви говорится подробнее, чем о какой-либо другой, и сообщается, что именно в Антиохии впервые появился термин «христиане» (Деян 11, 19-27). Вероятно, Лука лично не знал Иисуса, хотя Адамантий (Диалог об истинной вере, IV в.) видел в нем одного из 70 учеников, посланных Господом проповедовать «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк 10, 1). Древняя традиция отождествляла Луку с неназванным по имени учеником, вместе с Клеопой встретившим воскресшего Иисуса по дороге в Эммаус (Лк 24, 13 и далее). В прологе Евангелия, однако, Лука явно противопоставляет себя тем ученикам, которые были со Христом с самого начала: «… как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова» (Лк 1, 2).
По свидетельству анти-Маркионова пролога к Евангелию от Л. (IV в. н.э.), Лука не был женат и умер в возрасте 84 лет в Греции. Григорий Назианзин в Первом слове на императора Юлиана сообщает, что Лука претерпел мученическую смерть.
У историка VI в. Феодора Агноста впервые встречается упоминание о том, что Лука написал образ Богородицы. На Руси также существовало предание, что им была написана Владимирская икона Богоматери, а в Италии ему приписывали авторство иконы Salus populi Romani, хранящейся в базилике Санта Мария Маджоре.
По свидетельству Иеронима, останки Луки были перенесены в Константинополь имп. Константином II (337-340). Из Константинополя мощи Луки перенесли в Падую, где они открыты для поклонения в монастыре Св. Юстины.
Память св. Луки в Католической Церкви и в Русской Православной Церкви совпадает и отмечается 18 октября.
Л. Жукова, Е. Молодов
Источник: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 2 (И – Л)
Фото: Wikimedia