Миланский эдикт: государство и Церковь

15-16 мая в Милане проходят торжества с участием архиепископа Миланского кардинала Анжело Сколы и патриарха Константинопольского Варфоломея, посвящённые 1700-летию Миланского эдикта императора Константина Великого. Этим эдиктом в Римской империи объявлялось равенство всех религий, включая христианство, перед законом. С этого момента надолго (хотел бы, но не могу сказать – навсегда) прекратились преследования христиан на территории Римской империи, т. е. в большей части Европы.

Этот юбилей особенно значим сегодня, когда в России и в Европе, в Южной и Северной Америке, в Китае и на Ближнем Востоке обострились споры о взаимоотношениях государства и Церкви. Я убеждён, что именно модель Миланского эдикта является оптимальной для существования и развития Церкви. Равноправие без каких-либо привилегий – это всё, что нужно христианам. Veritatis splendor, сияние истины – вот что далее обеспечит рост и развитие Церкви, а вовсе не привилегии. Если же мы не увидим развития, значит, такие мы христиане; дело только в нас.

Сегодня многие говорят о сращивании в России государства и Православной Церкви. Думаю, дело обстоит иначе. Государство пытается использовать Церковь. Патриарх Кирилл, пока есть возможность, пытается использовать государство. Однако сторонникам церковно-государственной «симфонии» не следует забывать: любые государственные меры против сектантов, богохульников и т. д. и т. п. (за исключением общегражданской ответственности за уголовные преступления) очень опасны для самой Церкви, которая «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие». Заговорят дружно 1, 2, 4 каналы об опасном безумии поедающих тело и пьющих кровь своего Бога и об их антигосударственном поведении, и мы ничем не будем отличаться в глазах широких народных масс от тех, кого сами сегодня считаем опасными сектантами.

Причём нельзя сказать, что Православная Церковь сама этого вовсе не понимает. Вполне ясно видна и обозначена самой Русской Православной Церковью даже возможная точка раскола кажущегося церковно-государственного единства. 4 февраля 2013 года архиерейский собор РПЦ принял документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных». Без страшилок и истерики, признавая необходимость учёта граждан, с успокаивающей отсылкой к евангельской истории, архиерейский собор РПЦ предупреждает о реальной опасности тотального контроля и обозначает, насколько я понимаю, два принципиальных момента: 1) новые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными, 2) недопустимы принудительное нанесение на тело каких-либо меток, вживление идентификационных устройств. Грань принятия/неприятия технологий электронной идентификации для Церкви – свобода веры и христианского образа жизни. Учитывая всё большее развитие технологий электронной идентификации, перспектива «схлестнуться» с государством на этом поле отнюдь не выглядит фантастической.

И не нужно успокаивать себя в духе «народ-богоносец не даст в обиду Русь Святую». Недавние конфликты вокруг строительства католического храма в жилом районе Киева, где дело дошло до стрельбы и ранения двух монахинь, и православного храма на юго-западе Москвы, в Ясенево, показывают: позиция «где угодно, только не у нас; нам это не нужно» широко распространена, а христиане в сегодняшней России – меньшинство.

Поэтому прав наш архиепископ Павел Пецци, который в письме поддержки патриарху Кириллу от 24 октября 2012 года призывал: «будучи христианами, мы не можем предложить людям ничего, кроме Христа – Распятого и Воскресшего. Только претворяя своими согласными действиями в жизнь Евангелие Христово, мы можем добиться в преодолении любого кризиса, несогласия или раздора значительно большего, чем можно достичь любыми другими средствами влияния на ситуацию как внутри Церкви, так и в обществе в целом». 

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии