Вопрос: Может ли католичка быть феминисткой?
Ответ: В обиходной речи нередко феминизм отождествляется с борьбой за так называемые «репродуктивные права» женщины, среди которых аборт и технологии, подавляющие рождаемость. Если же придавать феминизму его исконный смысл, подразумевая движение против социальной дискриминации женщин, то он вполне совместим с христианской верой и является даже существенным аспектом современной Церкви. О «новом феминизме» писал в энциклике «Евангелие жизни» святой Иоанн Павел II.
«Женщинам в деле формирования новой культуры, благоприятствующей жизни, принадлежит исключительная, а может быть, и решающая роль в сфере мысли и действия, – писал Папа Войтыла в 1995 году. – Им предстоит быть проводницами “нового феминизма”, который не поддастся соблазну брать за образец некий “мужской шовинизм”, но сумеет познать и выразить подлинный гений женщины во всех проявлениях общественной жизни, действуя в пользу преодоления всех форм дискриминации, насилия и эксплуатации.
Вспоминая слова заключительного обращения 2-го Ватиканского собора, и я обращаю к женщинам неотложный призыв, – пишет Папа, – “Примирите людей с жизнью”. Вы призваны давать свидетельство настоящей любви —самопожертвования и приятия другого человека, которые по-особому совершаются в супружеской общности, но должны составлять сущность любой другой человеческой связи. Опыт материнства обостряет в вас чуткость к ближнему, но в то же время возлагает на вас исключительную задачу: “…материнство содержит в себе особое общение с тайной жизни, которая зреет в чреве женщины (…). Этот уникальный способ общения с новым формирующимся человеком, в свою очередь, создает такое отношение к человеку — не только к собственному ребенку, но и к человеку вообще, — которое глубоко характеризует всю личность женщины”. Ибо мать принимает и вынашивает другого человека, позволяет ему расти и дает ему место в своем чреве, уважая его инакость. Благодаря этому женщина понимает и других учит понимать, что человеческие отношения подлинны, если они открыты для принятия другого человека, признанного и возлюбленного ввиду достоинства, которое ему дает сам факт, что он — личность, а не какие-то другие факторы, например, способности, сила, ум, красота, здоровье. Таков важнейший вклад, которого ожидают Церковь и человечество от женщин. Он составляет необходимую посылку истинной основы культуры».
Итак, согласно учительству Иоанна Павла II феминизм неотделим от «культуры жизни». В своей подлинной сущности феминизм – это продвижение женщины со всеми её особенностями, с её идентичностью, являющейся даром Бога, и утверждение ее социальных прав с учетом этих особенностей и этой идентичности, вписанной в само её естество, призванное к самоотдаче, к любви, к принятию ребенка и к принятию человека вообще. Часто же «права», за которые борются те, кто называют себя феминистками, идут против естества женщины, то есть, наоборот, искажают её самобытность и её призвание, принижая её достоинство.
Подлинная феминистка защищает достойную оплату труда женщин, защищает право женщины на материнство, на воспитание детей, борясь за возможность совмещать работу и домашние обязанности. Настоящая феминистка борется за сокращение рабочей нагрузки для женщины при сохранении заработной платы, борется за то, чтобы система здравоохранения и социальных услуг оказывала всю необходимую помощь беременным, а не вынуждала её избавиться от ребенка. Истинная феминистка защищает особое призвание женщины к материнству и к хранению домашнего очага. Прежде всего истинная феминистка борется против насилия над женщиной, против насильственных браков, против эксплуатации несовершеннолетних, против превращения женского тела в товар посредством проституции, порнографии или даже рекламы.
Подлинный феминизм – это гимн жизни, которую женщина принимает в дар от Бога, и не только в смысле физического материнства. Это гимн благодарения Богу за своё призвание, – подобный гимну «Величит душа моя Господа», воспетому Девой Марией.
Читать полностью: Русская редакция «Радио Ватикана»