О том, что Иисус родом из Назарета, знают даже те, кто далек от христианства. Сейчас это третий по величине и значимости и третий по посещаемости паломниками и туристами после Иерусалима и Вифлеема город в Израиле. Расположен он среди живописных холмов Галилеи. Большая часть населения – арабы, часть из которых мусульмане, а часть – христиане. И это единственный город в государстве Израиль, в котором выходным днем является воскресенье, а не суббота, как во всей стране.
В наши дни Старый город украшает величественная базилика Благовещения, которую окормляет францисканская Кустодия Святой Земли. Центром ее является старинный грот. Считается, что некогда он был домом, в котором жила Дева Мария. Здесь ей явился Архангел, чтобы возвестить о рождении Мессии. Совсем рядом находится Дом св. Иосифа. Предполагают, что в полуподземных помещениях была его мастерская. Сейчас над ней также выстроен храм. А православные паломники предпочитают греческую церковь, возведенную над источником Марии. Старинное предание утверждает, что в первый раз Ангел обратился к Пресвятой Деве, когда Она пришла за водой к единственному городскому колодцу. Тогда Она смутилась и ничего не ответила. Предполагают, что к этому источнику Мария ходила каждый день, чтобы набрать воды. Здесь же местные женщины, а среди них и Богородица, купали своих малышей в жаркие дни.
Святая Земля полна благочестивых историй, но, к сожалению, не все они находят подтверждение в исторических документах и археологических раскопках. Так произошло и с Назаретом. Многие исследователи долгое время предполагали, что никакого города Назарет не было. По их версии наименование города возникло из-за того, что Иисуса называли назореем. Греки и римляне, не знакомые с иудейскими нормами духовной жизни, вполне могли принять это наименование за прозвище, связанное с конкретным городом. В этих словах, несомненно, есть доля правды. С древних времен в Израиле существовал институт назорейства. Мы помним, что назореем был последний из великих израильских судей Самсон. Кто же такие назореи?
В древнем иудаизме большое значение придавалось клятвам. Были они важны не только в ходе судебных процессов, когда нужно было, чтобы свидетель говорил «правду и ничего кроме правды». Без клятв не обходились и различные сделки. Да и в духовной жизни они играли немалую роль. В более позднее время даже был написан трактат «Швуот», посвященный клятвам в жизни евреев и разделивший их на четыре группы. «Швуат а-битуй» – запрещающие и утверждающие клятвы, которые мы бы назвали обетами. Например, речь идет о том, чтобы не употреблять что-то в пищу, или обещание совершить какое-то дело, если произойдет чудо. «Швуат шав» – напрасная клятва. Это – клятва хитреца, который либо стремится доказать очевидные вещи (клянется, что гора – это гора, например) или же обещает то, что заведомо не может выполнить (например, что пролетит над городом, размахивая руками, как крыльями). Про напрасную клятву говорят и когда иудей обещает исполнить или нарушить одну из Десяти заповедей. И еще два вида клятв, относящихся к судебным разбирательствам: «швуат а-эдут», клятва свидетельства, и «швуат а-пикадон», клятва заемщика, что он вернул весь долг. Слово «клятва» на иврите связано с числом семь, «шеба». Это число полноты, которая невозможна без Бога, поэтому в каждой клятве присутствует Всевышний. Впрочем, ни одна клятва еврея в древности и не обходилась без призывания Господа. Во времена Иисуса набожные иудеи, боясь нарушить заповедь об употреблении Имени Божьего всуе, стали клясться, не вспоминая Бога. Такие клятвы казались не столь нерушимыми. Видимо, поэтому Иисус призывает Своих последователей не клясться вовсе (Мф 5,33-37). Ведь в отличии от Господа, который клялся и не раскается (Пс 109,4), человек может и оступиться.
Если следовать такому делению, назореи давали клятву, именуемую швуат а-битуй. Как считается, этот тип клятвы возник из-за того, что многие были склонны злоупотреблять вином. Для того, чтобы справиться с этой вредной привычкой, еврей должен был прийти в Храм, принести жертву и произнести обет, что тридцать дней он будет воздерживаться от вина, да и вообще от всего, что связано с виноградом. С момента принесения клятвы этот человек переставал стричь волосы и становился назир, это слово можно перевести как отделенный. По завершении месяца назир или по-гречески назорей снова приходил в Храм, приносил жертвы, срезал волосы и клал их в огонь под жертвенником. Впрочем, с древнейших времен существовала и традиция принесения обетов для особого служения Господу. Здесь стоит вспомнить не только об уже упоминаемом Самсоне, но и о Самуиле, который с младенчества был посвящен Богу.
На рубеже первого века идеи назорейства получили особое развитие. Появились целые общины, посвящавшие себя Господу. Они отказывались не только от употребления вина, но и от плотских утех, от мясной пищи и многого другого. Предполагают, что Иоанн Креститель был назореем. А вот был ли назореем Иисус? На этот вопрос сложно дать ответ. Ведь первое Его чудо было связано именно с вином.
Уже в первые века христианства появилось мнение, что наименование Господа назореем имеет отношение не к клятвам и обетами, а к мессианскому пророчеству Исайи. Св. Иероним считает, что эта традиция идет еще от апостольской общины, которая помнила об «отрасли от корня Иесеева» (Ис 11,1-2). Отрасль, росток на библейском иврите «нецер». Побегом от корня Иесеева был царь Давид. А ветвью, которая произойдет от него и на которой почиет Дух Господень, будет Мессия. Вероятно, такой взгляд был общим местом в те далекие времена, потому что мы находим его даже в Вавилонском Талмуде, иудейском толковании библейских законоположений. Скорее всего, современники называли Иисуса назореем не потому что он был назир, человек, принесший обеты, а потому что он был нецер, отраслью от корня Иесеева, потомком Давида. Так что Иисус Назорей совсем не то же самое, что Иисус из Назарета.
Впрочем, долгое время ни историческая, ни археологическая науки не давали никаких подтверждений существования Назарета. Основываться можно было только на раскопках, предпринятых францисканцами, которые по разным причинам не вызывали доверия в научных кругах. Вторым источником были старинные предания, сохраненные христианской общиной. В старинных рукописях слово «назарет» встречалось только на греческом языке. Об этом городе нигде не упоминает историк Иосиф Флавий, хорошо знавший Галилею, поскольку некоторое время был ее военным губернатором. Мало того, до середины XX века было не до конца понятно, через какую букву писалось название города на иврите. Тут стоит вспомнить, что еврейский язык не использует гласных звуков, так что Назарет – это сочетание четырех согласных, со второй из них и возникли вопросы. Если Назарет пишется через «з» (зайн), то можно предположить, что речь идет все-таки о назорействе Иисуса. Если же используется «ц» (цади), то правильнее говорить о происхождении этого названия от «нецер», «отрасль». Поскольку с первых веков христианства сохранилось воспоминание, что на иврите город называется Нацрат, версия об отрасли Давидовой считалась наиболее близкой к действительности. Основываясь на этом предположении, св. Иероним называл Назарет цветком (ростком) пустыни.
В 1962 году в ходе раскопок в Кесарии Приморской был обнаружен фрагмент мраморной таблички с надписью на иврите, в ней перечислялись священнические семьи, проживавшие в Галилее, среди них и семья Хапицец. Это древний род, упоминающийся в книге Паралипоменон (1Пар 24,15). Кроме того, что теперь появилось материальное подтверждение существования Назарета в I веке н.э., надпись из Кесарии подтвердила правильность утверждения, что название города пишется через цади, а значит происходит от слова «отрасль». Теперь встал вопрос о том, какие гласные звуки были в слове «назарет». Здесь на помощь пришла еврейская религиозная традиция. Город Назарет упоминается в элегиях Елеазара Ха-Калири (VII в), автора множества молитвенных стихотворений, используемых в синагогальных богослужениях. В текстах Калири присутствуют огласовки, согласно которым название города следует произносить как Нацрат.
Есть и еще одна версия происхождение названия города. Слово «нацрат» производят от «нацар», «сторож», объясняя это тем, что с горы, на склоне которой располагается город, удобно вести наблюдение за Изреельской долиной.
После завоевания Ханаана войсками Иисуса Навина Изреельская долина была поделена между коленами Иссахара, Завулона и Манасии. Библейское повествование несколько раз упоминает об этих местах, потому что именно в этой долине войско судьи и пророчицы Деборы победило хананеев (Суд 4,1-24), а в последствии судья израильский Гедеон разгромил здесь мадиан (Суд 8,1-28). Кстати, именно в этой долине находится гора Мегиддо, та самая, на которой произойдет последняя битва этого мира. В первой книге Маккавейской даже вся долина названа долиной Мегиддо (1 Мак 12,49).
Предполагается, что название долины произошло от некогда находившегося здесь большого и богатого города Изреель. Его название можно перевести как Бог засеет. Пересекаемая двумя большими реками Кишон и Харод местность и, правда, активно засевалась. Долина находится между горным массивом Галилеи и горами Самарии, поэтому здесь редко бывают сильные ветра и резкие температурные перепады. Изреельская долина была лакомым кусочком для завоевателей еще и потому, что здесь проходил торговый путь из Египта в Месопотамию, он пролегал через реку Кишон и связывал между собой Нил и Ефрат. Долгое время существовала версия, впрочем, ничем не подкрепляемая, что Назарет также был связан с этим торговым путем.
Предполагалось, что древний Назарет располагался на южном склоне горы, обращенном к долине. Северный же склон, богатый меловыми породами, использовался в качестве каменоломни, где добывались камни, используемые при строительстве водосборников. Стоит обратить внимание, что профессия св. Иосифа по-гречески названа «тектонус». Это слово было переведено как плотник, хотя правильнее было бы сказать домостроитель. В Израиле дома, в отличии от Европы, строили из камня, поэтому вполне вероятно, что, помогая приемному отцу в мастерской, Иисус вовсе не строгал доски, как изображают на благочестивых картинка, а обрабатывал камни. Подтверждением этой версии может служить и мастерская св. Иосифа, которая расположена в пещере. Очень удобное место, чтобы пыль от работ не висела все время в жарком воздухе. Нередко говорят о том, что св. Иосиф с молодым Иисусом могли участвовать в строительстве находящегося неподалёку (всего 6 км) Сепфориса, древней столицы Галилеи. Кстати, этот город тоже ни разу не упоминается в Библии. А вот Иосиф Флавий называет его «красивейшим городом всей галилейской страны». В I веке Сепфорис был вполне себе типичным провинциальным римским городом. Здесь были термы, ипподром и театр. Некоторые библеисты предполагают, что слово «лицемеры» появилось в речи Иисуса после знакомства с достопримечательностями галилейской столицы. Используемое в греческих текстах Евангелий слово «хипокритес» было обозначением актеров. Ведь в те времена в театральных постановках, которые так или иначе были связаны с языческими культами, нередко использовали маски, т.е. сменяли одного «лицо» на другое, скрывая свою истинную сущность.
Когда Иисус называет фарисеев лицемерами (Мф 23,14; Лк 13,15), Он не только обвиняет их в двуличии. Это еще и намек на идолопоклонство, когда поклонение букве Закона изгнало Его дух. Для фарисеев в словах Иисуса звучало оскорбление, потому что для еврейской традиции символ лицемерия – свинья. Как известно, это нечистое животное, но дело не только в том, что его нельзя употреблять в пищу. Более поздний мидраш разъясняет: свинья ложится и вытягивает свои раздвоенные копытца, чтобы все их видели. В отличие от других животных, она не проявляет скромности и не прячет их под себя. Свинка демонстрирует всему миру то, что она кошерная, т.е. пригодная в пищу (раздвоенность копыта – один из признаков кошерности), а то, что она не жует жвачку (второй обязательный признак кошерности), тщательно скрывает. Другой мидраш сравнивает со свиньей Римскую империю и всех, кто принимает ее культуру, обвиняя их в лицемерии. Напоказ – моральные принципы, а внутри – полное разложение всех древних устоев. Так что в глазах слушателей Иисуса фарисеи становились еще и римскими пособниками, скрывающимися под одеждами благочестивых евреев.
Но вернемся в Назарет. Первые раскопки на склоне горы, в том месте, где как предполагалось находился город, привели археологов в некоторое изумление. Ими были обнаружены пещеры и захоронения, что совсем не вяжется с религиозными обычаями того времени. Иудеи всегда старались хоронить своих умерших подальше от поселений, чтобы не оскверниться соприкосновением с мертвым телом. Во времена же земного странствия Иисуса сохранение чистоты соблюдалось с особой строгостью. Так, например, назореи должны были проходить специальное очищение, если вдруг в их семье кто-то умирал, и они были вынуждены соприкоснуться с мертвым. Получалось, что городок был совсем крохотным и окруженным целым парком захоронений. Кстати, хоронили в Назарете не просто в выдолбленной пещере, но и обязательно заваливали камнем. Такие гробницы называются «кохим» и были широко распространены не только в Израиле, но и в Египте. Считается, что таким образом хоронили людей богатых. В связи с этим даже возникло предположение, что в горе хоронили состоятельных жителей Изрееля или находящегося поблизости большого поселения Яфиа.
После появления мраморной таблицы из Кесарии версия с городом на кладбище стала совсем не убедительной. Ведь в таблице указано, что в Назарете жил священнический род, скорее всего, изгнанный из Иерусалима после антиримского восстания Бар-Кохбы. Священники, приносящие жертвы в Храме и могущие в свою смену заходить в Святая Святых, ни за что бы не стали селиться в месте, где можно оскверниться соприкосновением с мертвым. Так что волей не волей приходится согласиться с версией францисканских археологов, что Назарет находился не на склоне горы, а у ее подножья, там, где и находятся все святыни.
Говоря о могилах, нельзя обойти стороной и так называемый Назаретский указ, найденный в конце XIX века, как видно из названия, в Назарете. Его относят ко временам императора Клавдия. Это время бунтов в еврейской диаспоре и активного противостояния иудеев и первых христиан. Выбитый на камне каким-то местным не очень хорошо знавшим латынь «писарем», полный ошибок, указ запрещал открывать или уничтожать гробницы, обещая каждому ослушавшемуся смертную казнь. Несмотря на то, что многие оспаривают подлинность этого документа, Назаретский указ считается подтверждением исторической реальности воскресения Христа.
До первого десятилетия XXI века информации о Назарете было совсем немного. Первое упоминание о нем в христианской литературе принадлежит перу историка Секста Юлия Африкана (III в). Он пишет о почитании дома Марии (пещеры Благовещения) и дома св. Иосифа, в котором Святое Семейство жило по возвращении из Египта. О Назарете пишут Евсевий Кесарийский и св. Иероним (VII в), упоминая, что это маленькая удаленная от Иерусалима (130 км) деревушка. Долгое время здесь жило еврейское население. В 614 г. евреи поддержали персов в их войне с Византией и за это были изгнаны из этих мест.
Предполагают, что первыми христианами Назарета были члены семьи св. Иосифа. Они собирались в местной синагоге, которая впоследствии была обнаружена на базарной улице. Крестоносцы возвели здесь так называемую Церковь-синагогу, в которой сейчас совершаются богослужения восточного обряда.
Св. Епифаний (V в), сам еврей по происхождению, упоминает о некоем Иосифе Тивердиадском. По легенде он был членом Тивердиатского синедриона, личным представителем иудейского патриарха Гилеля II, занимался сбором средств для благотворительности. Однажды Иосиф подсмотрел, как тяжелобольной престарелый патриарх принял крещение, а после смерти Гилеля II нашел в казнохранилище Евангелия от Матфея и Иоанна на иврите. Прочитав Евангелия, Иосиф начинает задумываться о крещении и пребывает в сомнении, которое рассеивается, когда ему именем Иисуса удается исцелить городского бесноватого. Довольно быстро взгляды бывшего казначея становятся известны в еврейской общине, его изгоняют и дважды пытаются убить. Наконец Иосиф добирается до столицы Византии и ему даже удается встретиться с императором Константином. Здесь он принимает крещение, получает титул комита (отсюда его прозвище, оставшееся в истории, «еврейский граф») и разрешение строить храмы. По мнению св. Епифания, именно благодаря Иосифу появились первые христианские постройки в Назарете.
И все же долгое время не было никаких археологических подтверждений существования городка Назарет. В своем повествовании евангелист Лука употребляет слово «полис», что собственно и значит город. И удивительно, что от этого маленького, захолустного городка (вспомним слова Нафанаила «Что может выйти доброго из Назарета!» (Ин 1,46)) ничего не осталось. Только в 2009 году впервые был обнаружен дом первого века, который и подтвердил наличие поселения, а не только кладбища, в этих местах. Раскопанный дом был совсем простым: маленькие комнатки и внутренний дворик, который тоже в древние времена был жилым. Интересно, что при раскопках в Назарете не нашли микв (купален для ритуальных омовений), зато нашли каменную посуду. В древности считалось, что камень менее восприимчив к ритуальной нечистоте. Эти находки, казалось бы, подтвердили мнение тех исследователей, которые считали, что Назарет был заселен несколькими не очень богатыми семьями, строго соблюдавшими традиции и не принимавшими ничего римского. На этой гипотезе строится объяснение, почему жители городка изгнали Иисуса после проповеди в синагоге (Лк 4,16-30). Ведь Он говорил о том, что чудеса могут быть явлены и язычникам. Что это как не проповедь римского мировоззрения, пытавшегося всех уравнять? Местные жители так возмущены, что пытаются сбросить сына Иосифа и Марии со скалы. Кстати, о том, что это была за скала или гора, мнения православных и католиков расходятся. Католическая традиция, сохранившаяся со времен крестоносцев, указывает на гору с отвесным склоном, нависающим над долиной, которую арабы называли Кафзах, а евреи именуют Хар Кдумим. Горой Прыжка Господня называли ее христианские рыцари, потому что знали старинное предание, согласно которому Иисус вырвался из рук горожан и спрыгнул с обрыва, без единой царапины приземлившись в долине. Кстати, при раскопках на этой горе обнаружили руины женского монастыря византийских времен. Православная традиция называет горой Свержения совсем другое место, оно находится примерно в километре от старого Назарета.
Последующие раскопки в старом городе показали несостоятельность версии о крайнем консерватизме жителей. На базарной улице были найдены не только останки старой синагоги, но и следы римских бань, стены которых были украшены мозаикой.
Так был ли на самом деле город, называемый цветком в пустыне? Современные исследования говорят о том, что все-таки был. По меркам того времени, конечно, Назарет трудно было назвать именно городом, это скорее поселение, в котором жили представители нескольких кланов, не более 100-150 человек. Археологические находки дают возможность предположить, что люди жили в этих местах со времен бронзового века. Примерно в 733 г. до н.э. жители поселения были угнаны в плен, и больше века на этих землях никто не жил. Предположительно в конце II века до РХ, в период правления Хасмонеев, эти края снова стали обживать. Потомки Давида рода Назореев основали поселение у подножия самого высокого холма из чреды Галилейского массива. Здесь был столь необходимый для жизни источник пресной воды. В более поздний период от него отвели несколько туннелей, ведущих в бассейны, которые могли использоваться для омовений, а в римский период даже построили бани. Здесь жили пастухи и ремесленники, которые каждый год на Пасху отправлялись в неблизкий путь, получивший название «путь вершин», повторяя маршрут, некогда проделанный патриархами и армией Иисуса Навина.
Анна Гольдина
Фото: Pinterest