«У нас цензура сейчас – хуже николаевской раз в пять. Не «военная» – общая. Напечатанное месяц тому назад перепечатывать уже нельзя».
Неужели все-таки прав был Екклезиаст, говоря, что «было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9)? Ибо фраза, которая начинает моё размышление, написана не один, не два, и даже не двадцать пять лет назад. Это написала Зинаида Гиппиус в начале Первой мировой войны. Чтение её «Язвительных заметок о Царе, Сталине и муже» – занятие увлекательное и весьма мысле-плодотворное.
У меня такое впечатление, что Зинаида Гиппиус живет с нами, и рассказывает нам то, что видит сегодня. «Москвичи осатанели от православного патриотизма» или «Москва в повальном патриотизме, с погромными нотками. Петербургская интеллигенция в растерянности, работе и вражде. Общее несчастие не соединяет, а ожесточает». Ну как не ожесточением сердца можно назвать выступление одного известного иерарха на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, который призвал власти защитить верующих от проявлений кощунства в искусстве. «Если в нашей стране ставятся такие спектакли и власти их не останавливают силой закона, это позор для нашей страны, позор, с которым страна дальше жить не может».
Театральная деятельность, как и любая другая (музыкальная, журналистская … и т.д.) может быть идеологизирована и может быть безнравственна. Но если это искусство, даже если мы с ним не согласны – именно искусство, задающее человеку глубинные вопросы человеческого сердца, и не ожесточающее это сердце, не призывающее его к насилию и убийству, то услышать такие вопросы жизненно необходимо. И отделаться заявлением, что это проявление религиозного кощунства просто нечестно.
Нигде в Евангелии я не видел сцены, где Христос требует от Цезаря «уважить» его религиозные чувства. Иисус Христос, Воплощение Бога Живого, просто творит добро, даже тогда когда Его не понимают, предают, оскорбляют, осуждают и распинают. К сожалению, умирают не за святыни, а за истину Божию, которая никогда не насаждается силою (если я внимательно внимаю Откровению). Не было в Евангелии громов небесных, ни огня с неба, как того требовали Иоанн и Иаков, а было лишь прощение и искупление Христа.
Благо не создает шума (балагана), а шум (балаган) очень часто есть признак отсутствия Блага. Хотя, если внимательно вдуматься, благие деяния всегда кричат сильнее всякого балагана, кричат, по слову Христа, сильнее камней в пустыне.
Ну, а когда говорится, что «некоторые из тех, кто еще недавно нападал на людей на улицах, сейчас стали себя вести несколько более сдержанно», это звучит воистину трагично. Это потакание самоистреблению, человекоубийству. Как писала Зинаида Гиппиус: «Или всегда можно убить, или никогда нельзя». Либо всегда можно нападать на людей на улицах, либо никогда нельзя. Этого не может быть «чуть-чуть». Как не может быть «немного беременна»!
Если говорить совсем уж просто, то почему кто-то решил, что со мной нужно обходится как с трехлетним ребенком? Если в спектакле, фильме или музыке я увижу проявление недостойного, я просто больше не пойду на постановки этого режиссера, я не куплю альбом данного исполнителя и я не буду читать роман оскорбившего меня автора. И для этого мне не нужно разрешение или запрещение государства.
Не нужно инфантилизировать достоинство людей: ни в Церкви, ни в государстве! Каждый из нас имеет достоинство и свободу; если это не неправда, то мы просто марионетки. Ну а если кто-то принимает нас за марионеток (а это возможно, и это особый вид искусства – искусство манипуляции), то не стоит прикрываться слащавыми словами о достоинстве и оскорблении сего.
В России есть дирижер, на которого я не пойду добровольно никогда; понимаете – просто никогда! Он может быть безумно знаменитым, иметь премии, но я не пойду никогда, потому что совесть моя противится. Посещать его концерты престижно, но мне это претит!
Нравственность не устанавливается государством – она воспитывается и охраняется совестью и свободой каждого из нас!
Ну, а если говорить о патриотизме, мне хочется процитировать академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим». Но на ненависти нельзя построить жизнь. Можно лишь губить других, но, что самое ужасное, – губить самих себя.
Я надеюсь, что мы все сможем открыть свое сердце Духу Святому и поверить, как сказал Иоанн Евангелист, что мы можем быть другими, и произнести вместе с ним: «Смотри, Я творю все новое!» (Откровение 21, 5)