Почему церковь против добрачных сексуальных отношений?
Потому что она хочет защитить любовь. Самый большой дар, который один человек может принести другому, это подарить себя. «Я люблю тебя» должно означать: «ты и только ты нужен (нужна) мне всецело и навсегда». Поэтому говорить «я люблю тебя» лишь некоторое время или в качестве эксперимента нельзя ни словами, ни телом.
Многие воспринимают всерьёз свои добрачные сексуальные отношения. Но в такой ситуации есть два обстоятельства, которые не согласуются с любовью. Это «еxit option» (возможность легко прервать отношения) и страх возникновения беременности. Поскольку любовь настолько велика, священна и уникальна, Церковь настойчиво призывает молодых людей повременить с началом сексуальной жизни до вступления в брак.
* * *
“Я ещё не знаю, на ком женюсь. Но я не хочу сегодня обмануть мою будущую жену” (Ответ одного студента на вопрос, почему он ещё ни разу не был в постели с девушкой).
“Вы должны культивировать только те формы любви и ласки, которые согласуются с временной природой ваших дружеских отношений. Способность ждать и отказываться поможет вам в дальнейшем проявить преисполненное любви уважение к будущему супругу или будущей супруге” (Св. Иоанн Павел II, к молодёжи в Вадуце, 08.09.1985).
* * *
См. также ККЦ 2350, 2391
Как молодым людям можно жить по-христиански, состоя в добрачных отношениях или имея в прошлом такой опыт?
Бог любит нас в каждый момент нашей жизни, в любой неприглядной ситуации, даже в греховном состоянии. Бог помогает нам искать правду любви. Он помогает нам искать и находить пути к тому, чтобы эта любовь становилась всё более ясной и ответственной.
В беседе со священником или опытным, достойным доверия христианином молодые люди могут разобраться в том, как они могут сделать чище свою любовь. К тому же они поймут, что жизнь каждого человека – это процесс, и, что бы ни произошло в жизни, с Божьей помощью можно всегда начать сначала.
* * *
“Молодёжь хочет большего!.. Христос не обещал нам комфортной жизни. Кто ждёт от Него удобств, пришёл по ложному адресу. Но Он указывает нам дорогу к Вечности, дорогу к добру, к правильной человеческой жизни” (Бенедикт XVI).
Является ли самоудовлетворение проступком против любви?
Самоудовлетворение (мастурбация) является проступком против любви, поскольку оно делает самоцелью возбуждение страсти, а это мешает полноценному взаимному раскрытию мужчины и женщины в любви. Потому «секс с самим собой» – это смысловое противоречие.
Церковь не демонизирует мастурбацию, но она предостерегает от того, чтобы недооценить её опасность. В настоящее время многим молодым людям и взрослым, использующим возбуждающие изображения, фильмы и материалы из Интернета, угрожает изоляция вместо обретения любви через личные отношения. Одиночество может завести в тупик, когда самоудовлетворение становится пороком. Жизнь с девизом: «Для секса мне никто не нужен, если мне это надо, я сам(а) себе доставлю удовольствие», – ещё никого не сделала счастливым.
* * *
“Если кто-нибудь полагает, что отсутствие целомудрия христиане считают наивысшим злом, то он заблуждается. Грехи плоти – очень скверная штука, но они наименее серьёзные из всех грехов. Самые ужасные, вредоносные удовольствия чисто духовны: это удовольствие соблазнять других на зло; желание навязывать другим свою волю, клеветать, ненавидеть, стремиться к власти. Ибо во мне живут два начала, соперничающие с тем «внутренним человеком», которым я должен стремиться стать. Это – животное начало и дьявольское. Последнее – наихудшее из них” (Клайв Стейплз Льюис).
* * *
См. также ККЦ 2352
Что понимается под развратом?
Под «развратом» (по-гречески porneia) изначально понимались языческие сексуальные практики, такие как, например, храмовая проституция. Позже это понятие было перенесено на все формы внебрачной сексуальной активности. В настоящее время это понятие используется для характеристики уголовно наказуемых преступлений (развратные действия с несовершеннолетними, с зависимыми лицами и т.п.).
Основой разврата часто является совращение, ложь, насилие, использование зависимого положения или злоупотребление властью. Таким образом, разврат – это тяжкое преступление против любви. Разврат попирает достоинство человеческой личности и извращает смысл человеческой сексуальности. Обязанностью любого государства является защита граждан, особенно несовершеннолетних, от развратных действий.
* * *
См. также ККЦ 2353
Почему проституция является одной из форм разврата?
Проституция делает из «любви» товар, а человека сводит до объекта наслаждения. Поэтому проституция является тяжким преступлением против человеческого достоинства и тяжким грехом против любви.
Те, кто извлекает выгоду из проституции, – торговцы людьми, сутенёры, клиенты, – виновны гораздо больше, чем те женщины, мужчины, подростки и дети, которые продают свое тело, часто находясь в трудном положении, в зависимости и под принуждением.
* * *
“Поскольку любовь не продаётся и не покупается, её убивают деньги” (Жан-Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и мыслитель).
* * *
См. также ККЦ 2355
Почему производство и потребление порнографии считается грехом против любви?
Тот, кто извращает любовь, выводя человеческую сексуальность за рамки интимной любви двух людей, соединяющей их на всю жизнь, и делает любовь товаром, которым можно торговать, тяжко согрешает. Тот, кто производит, продаёт, покупает и потребляет порнографическую продукцию, оскорбляет человеческое достоинство и соблазняет других ко злу.
Порнография – это разновидность проституции, по скольку человеку внушается идея, что он может получить «любовь» за деньги. Режиссёры, производители и продавцы порнографии также виновны в этом преступлении против любви и человеческого достоинства. Те, кто потребляет порнографические средства массовой информации, кто вовлечён в виртуальный порнографический мир или принимает участие в мероприятиях порнографического характера, находятся в среде проституции и поддерживают грязный миллиардный бизнес, основанный на сексе.
* * *
См. также ККЦ 2523
Почему изнасилование – это тяжкий грех?
Изнасилование – это полное поругание человеческого достоинства. Тот, кто его совершает, насильственно вторгается в глубочайшую интимность другого человека и оскорбляет его в самом средоточии его способности любить.
Насильник совершает надругательство над сущностью любви. Сущностью интимной близости является свободное и добровольное дарение себя друг другу исключительно в любви. Даже в браке может иметь место изнасилование. Наиболее же порочно сексуальное насилие при использовании социальной, иерархической, профессиональной или родственной зависимости, например, родителями в отношении детей или учителями, воспитателями и пастырями в отношении их подопечных.
* * *
“Ответственность возлагается на тех, кто молчит” (Эдит Штайн).
* * *
См. также ККЦ 2356
Как относится Церковь к использованию презервативов для борьбы со СПИДом?
Даже если не принимать во внимание того, что презервативы не обеспечивают стопроцентной защиты от инфекции, Церковь отвергает их использование как одностороннее механическое средство борьбы с распространением вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и делает ставку в первую очередь на новую культуру человеческих отношений и на изменение общественного сознания.
Только подлинная верность и отказ от легкодоступных сексуальных связей надёжно защищают от заражения ВИЧ и учат полноценному общению в любви. Этому способствуют уважение к равному достоинству мужчины и женщины, забота о здоровье семьи, ответственное отношение к инстинктивным желаниям, а также (временный) отказ от сексуального общения. В тех странах Африки, где ведется широкая общественная кампания по воспитанию ответственного поведения, уровень распространения инфекции удалось существенно снизить. Кроме того, Католическая Церковь делает всё для того, чтобы помогать людям, которые заболели СПИДом.
* * *
“Супружеская верность и внебрачная воздержанность – это лучший способ избежать инфицирования и остановить распространение вируса. В самом деле, ценности, которые вытекают из истинного понимания брака и семейной жизни, являются единственной надёжной основой стабильного общества” (Бенедикт XVI).
* * *
“Могут быть отдельные оправданные случаи, например, когда проститут пользуется презервативом и это может оказаться первым шагом к нравственному осознанию, первым проявлением ответственности, чтобы развить, в конечном счете, сознание того, что не всё позволено и не всё, что хочется, можно делать. Но это не является настоящим способом одолеть пагубу ВИЧ-инфекции. Его нужно действительно искать в очеловечивании сексуальности” (Бенедикт XVI, из книги «Свет мира»).
Как Церковь относится к гомосексуализму?
Бог создал человека как мужчину и женщину и предназначил их друг для друга. Церковь безоговорочно принимает людей, ощущающих себя гомосексуалистами. Их нельзя подвергать за это дискриминации. Но одновременно с этим Церковь говорит, что любые формы однополого сексуального общения не соответствуют естественному порядку творения.
Церковь верит, что мужчина и женщина в системе творения были созданы с потребностью во взаимодополнении и взаимной связи, чтобы они могли производить на свет детей. Поэтому Церковь не может одобрять гомосексуальные отношения. Но христиане должны относиться ко всем людям, независимо от их сексуальной ориентации, с уважением и любовью, потому что все люди уважаемы и любимы Богом.
Нет на земле человека, который появился бы не от связи матери и отца. Поэтому для некоторых людей гомосексуальной ориентации становится тяжёлым испытанием осознание того, что они не испытывают эротического влечения к противоположному полу и лишены той телесной плодотворности, которая заложена в природе человека и Божественном порядке Его творения. Однако часто Бог приводит людей к Себе необычными путями: недостаток, утрата каких-то качеств или повреждение – приобретённые или принятые добровольно – могут стать тем мостиком, который приведёт человека к Господу – Тому Господу, Который всё исправит и Которого можно открыть для себя ещё более великим в искуплении, чем в творении.
* * *
“Человеческая слабость не может отменить планов божественного Всемогущества. Божественный архитектор умеет работать и с упавшими камнями” (Кардинал МИХАЭЛЬ ФОН ФАУЛЬХАБЕР (1869–1952), архиепископ Мюнхена и Фрайзинга).
“Мы читаем в Книге Бытия (2, 18-25), что человек не может существовать один, но только как единство двух, в отношении к другой человеческой личности. Речь идёт о двусторонних отношениях: мужчины к женщине и женщины к мужчине. Быть личностью по образу Божию означает также пребывание в отношении, в отношении к другому «Я». Это позволяет нам предвидеть окончательное проявление Бога-Троицы: живое единство в общении Отца, Сына и Святого Духа” (Папа Иоанн Павел II, Апостольское послание Mulieris dignitatem (1988)).
“Сегодня особенно необходимо избегать того, чтобы смешивать брак с другими формами связи, которые основаны на слабой любви. Только скала всеобъемлющей и непрестанной любви между мужчиной и женщиной в состоянии быть фундаментом для созидания общества, которое каждому человеку станет родным домом” (Бенедикт XVI).
* * *
См. также ККЦ 2358–2359
Что такое прелюбодеяние? Допустим ли развод?
Под прелюбодеянием подразумевается интимная связь между двумя партнёрами, когда по меньшей мере один из них состоит в браке с другим лицом. Прелюбодеяние – это предательство любви, разрыв заключённого перед Богом союза и несправедливость по отношению к ближнему. Сам Иисус ясно указал на нерасторжимость брака: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10, 9). Тем самым Христос отменил допустимый в Ветхом Законе развод, призывая к соблюдению изначальной воли Творца.
Смысл этой воодушевляющей вести Христа таков: «Вы, дети Отца Небесного, способны любить на протяжении всей жизни». Однако это совсем непросто – оставаться всю жизнь верным одному человеку. Людей, чей брак распался, нельзя осуждать. Но те христиане, которые легкомысленно идут на расторжение брака, берут на себя грех. Они согрешают против любви Божьей, которая проявляется в браке. Они совершают грех по отношению к оставленному супругу и оставленным детям. И, тем не менее, верный супруг может покинуть семейный очаг, если жизнь в браке стала невыносимой. В случае крайней необходимости дело может дойти до гражданского расторжения брака. В обоснованных случаях Церковь может рассмотреть вопрос о недействительности заключенного брака.
* * *
“Верность – она или везде абсолютная, или её совсем нет” (Карл Ясперс (1883–1969), немецкий философ и психолог).
“В ошибочном понимании свободы лежит корень кризиса брака и семьи” (Св. Иоанн Павел II).
“Одобренный и завершённый брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти” (Кодекс канонического права, канон 1141).
* * *
См. также ККЦ 2353, 2364–2365, 2382–2384
Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)