Если мы вспомним историю того, как мы встретились со Христом и уверовали, то поймем, что без вмешательства и действия Бога мы бы сами не смогли этого сделать. Здесь имеют место случайности, совпадения, встречи с определенными людьми и другие подобные обстоятельства. Самостоятельно мы прийти не могли, нас призвали, нам дали силы и возможности прийти. Как говорит апостол Павел, “Я немощен… но все могу в укрепляющем меня Господе”.
Действительно ли мы изменились?
Да, какие-то изменения в нас произошли. Но можем ли мы сказать, что достигли многого, что стали истинным “светом миру”? Есть ли нам лично чем хвалиться?
Часто, оглядываясь вокруг себя, мы замечаем, что люди, Бога не знающие, те, кто не ходит в церковь, не соблюдает посты, не участвует в Таинствах, поступают куда милосерднее и лучше нас. Так есть ли нам чем гордиться?
Нередко мы оправдываем себя тем, что мы, являясь чадами Церкви, можем автоматически считать себя спасенными. Но можем ли мы довольствоваться подобными уверениями и превозноситься над остальными?
Во-первых, не нам решать, кто спасется, а кто нет. Все-таки не стоит подменять собой Господа Бога, “Единого Судию”.
Во-вторых, трудно поверить, что Господь, так возлюбивший нас всех, будет грубо и немилосердно делить людей на достойных и недостойных. Вспомним евангельского разбойника, который первым вошел в рай. Одного слова раскаяния и веры бывает достаточно, и, пока мы живы, никогда не поздно обратиться ко Господу.
В-третьих, сам Господь говорит, что “дерево познается по плодам”. Так ли много у нас своих достижений, чтобы нам судить о чужих? “Всякое даяние доброе… нисходит от Отца светов”. То есть, служа ближним и творя добрые дела, человек разве не служит тем самым Христу? Пусть не зная Его, пусть и не встретившись с Ним, или встретившись, но так и не осознав этого.
А если человек не идет в церковь, может быть, отчасти в этом виноваты и мы сами? Да, вероятно, мы лично не смущали его своими своеобразными суждениями, не делали грубых замечаний, не унижали, не давали понять, как мы ни во что его не ставим, и не грешили при нем откровенно. Но если мы однажды прошли мимо, промолчали, не поддержали, когда кто-то так с ним поступил, разве это не “неисполнение долга”? И увидит ли человек в нас чад Божиих? Бог даровал Церкви ключи от ада и рая, чтобы открыть всем путь на Небо, и мы не имеем права никого отталкивать.
Наш ответ Богу
Как же мы благодарим Бога за свое избрание? Что руководит нами в наших поступках: любовь к Господу или наше тщеславие?
Приведем еще одну цитату из Священного Писания. “Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами”. Как ответил Христос? “Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня”.
А мы? Стремимся ли мы к пониманию, уважению, по возможности, единению с другими христианскими конфессиями?
Да, у нас есть молитвы о единении Церквей. Но, читая их, мы воспринимаем людей других конфессий и деноминаций, как своих братьев, или как существ низшего порядка, всячески намекая, что они хуже нас?
Пусть полнота вероучения у Католической Церкви, а все прочие Церкви в чем-то заблуждаются. Но не ведем ли мы себя зачастую как брат евангельского блудного сына? Отец обнял, ни о чем не спросил, принял и простил раскаявшегося, а старший брат только злился и обижался, почему этому блуднику столько внимания и любви. Неужели мы хотим поступать так, как этот старший брат?
После реформы службы переведены с латыни, в храме можно сидеть, и все достаточно понятно. А что мы сделали для этого? Да, кто-то сделал и делает, и делает много. Но по большей части мы просто влились в существующую традицию и восприняли все как должное. Чем мы лучше представителей других конфессий и деноминаций, у кого традиции другие?
И не будем забывать о множестве обрядов и традиций, существующих в католичестве, что, по сути, призывает нас к открытости и готовности воспринимать другие обряды и традиции, если они не противоречат христианству и учению Церкви.
Как мы читаем в Писании, “Дух дышит, где хочет”. Но не там, где хочется нам. Решать, кто чего достоин или недостоин, действительно не нам. Поэтому давайте, будучи благодарными Богу за свое избрание, жить в мире между собой и, по возможности, со всеми остальными, видя в них людей, то есть таких же детей Божьих, как и мы.