Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц. Часть 3

Книга святого кардинала Дж. Генри Ньюмена “Размышления и молитвы” (Meditations and Devotions) увидела свет уже после его смерти, в 1893 году. Коллега Ньюмена и литературный душеприказчик о. Уильям Невилл пересмотрел и отобрал ряд бумаг покойного, который задумывал написать книгу для чтения и медитаций в соответствии со временем и праздниками года, своеобразный “Ежегодник посвящений”, но так и не успел это сделать. Книга была посвящена ученикам “Ораторской школы искусств” (The Oratory School), католической школы, которую основал св. Дж. Генри Ньюмен в 1859 году.

Книга состоит из трех больших частей: “Размышления на май месяц”, “Размышления на Крестном пути” и “Размышления о христианском учении”. В свою очередь “Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” состоят из четырех частей, посвященных Непорочному Зачатию, Благовещению, Скорбям и Успению Богородицы. На каждый день мая предлагается свое отдельное размышление.

“Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” впервые публикуются на русском языке в переводе Михаила Костылева.


III. О Скорбях Богоматери

17 мая
Мария — Regina Martyrum, Царица мучеников

Почему Ее так называют – «Царица мучеников»? Ведь Ей никто никогда не наносил удары, у Ней не было ни ран, ни других телесных повреждений, какие обычно бывают у мучеников. Как же Она может быть выше тех, чьи тела претерпели самое беспощадное насилие и самые страшные муки ради Господа нашего? Она действительно Царица всех Святых, тех, кто ходит со Христом «в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр 3:4); но как Ee можно сравнивать с теми, кто был убит «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр 6:9)?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что душевная боль может быть столь же жестокой, как и телесная. Злые люди, находящиеся ныне в аду, и избранники Божии, находящиеся в чистилище, страдают только душой, ибо тела их еще пребывают во прахе; но как сурово их страдание! Также и множество людей, проживших долгую жизнь, исходя из своего опыта могли бы свидетельствовать о примерах великого страдания, острой боли, которая была подобна мечу, рассекающему их; о примерах, когда сила печали, казалось, давила их и тяжким грузом повергала их на землю. Но при этом никакой телесной боли у них не было.

Каким непреодолимым ужасом, должно быть, было для Пресвятой Богородицы видеть страсти и распятие Ее Сына! Тоска Ее была мечом, пронзившим Ее душу, как возвестил Ей святой Симеон во время Сретения, встречи Ее Сына в храме. Если Сам Господь наш не мог в Гефсиманском саду вынести того, что предстояло Ему, и при мысли об этом покрылся кровавым потом, то не доказывает ли это, сколь велика может быть душевная тяжесть и боль, и каково может быть ее воздействие на тело человека? И стоит ли удивляться в силу этих соображений, что разум и сердце Марии, претерпевая, содрогнулись под ударами, нанесенными Ей, когда Она стояла под Его Крестом?

Таким образом, она воистину Царица Мучеников.

18 мая
Мария — Vas Insigne Devotionis, Святыня глубокого благочестия или Наибожнейшая Дева

Быть набожным – значит быть преданным. Мы знаем, кто подразумевается под преданной женой или дочерью – это та, чьи мысли сосредотачиваются на человеке, которого она глубоко любит, и с нежностью лелеет. Ее взор следит за ним; она всегда ищет способ служить ему; и, даже если ее услуги весьма малы и скромны, то все же их ценность обуславливается их личным, любящим и непрестанным характером. И она живет его жизнью и не знает ничего, кроме него, особенно если предмет ее любви слаб, или страдает, или находится на пороге смерти.

Эта глубокая преданность нашему Господу, забвение себя в силу любви к Нему, проявляется в частности у св. Павла, который говорит: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2:2). И еще: «уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).

Но, как бы велика ни была преданность св. Павла нашему Господу, гораздо большей была преданность Ему Пресвятой Девы – потому что Она была Его Матерью, потому что Он и все Его страдания были у Нее на виду, потому что у Нее была долгая близость с Ним в течение тридцати лет, потому что Она была по своей особой святости столь невыразимо близка к Нему в духе. Когда же над Ним насмеялись, когда Его изранили, бичевали, пригвоздили ко кресту, Она все эти оскорбления и пытки, причиняемые Ему, воспринимала так, как будто они обрушивались на Нее и поражали Ее самое. Кажется, Она была готова кричать от нестерпимой боли от каждого Его мучения. 

Это есть не что иное, как Ее сострадание, когда Она предавала себя на страдание вместе с Сыном, и отсюда следует, что она была “Vas insigne devotionis”.

19 мая
Мария — Vas Honorabile, Святыня славы Божией или Сосуд в Чести

Св. Павел называет избранные души сосудами в чести (2Тим 2:21): «в чести», потому что они избраны или призваны; «сосуды», потому что они любовью Божией исполнены небесной и святой благодати Божией. Насколько же более «в чести» является Мария, коль скоро что она имеет в себе не только благодать Божию, но и самого Сына Божия, сотворенного из Нее по Своей плоти и крови!

Но этот титул «в чести», применительно к Марии, имеет еще одно особое значение. Она была мученицей, но без той внешнего покрова чести, который сопровождает страдания мучеников. Мучеников хватали, волокли, бросали в темницу вместе с самыми гнусными преступниками и осыпали самыми богохульными словами и гнуснейшими речами, какие только мог вдохновить сатана. Такова была судьба святых женщин, девиц, супруг Христовых, которых язычники хватали, истязали и предавали смерти. И Самого Господа нашего, чья святость была выше всякого сотворенного совершенства или сосуда благодати, – даже Его, как мы хорошо знаем, били, раздевали, бичевали, насмехались над Ним, а затем пригвоздили высоко на кресте на глазах возбужденной толпы.

Но Тот, Кто за всех грешников понес позор грешника, пощадил Свою безгрешную Матерь от этого высшего унижения. Она страдала не телом, а душой. Правда, созерцая Его агонию, Она мучилась с Ним; видя Его страсти, Она страдала в Ее сострадании к Нему. Она была распята вместе с Ним, и копье, пронзившее Его грудь, пронзило Ее дух. Однако не было никаких видимых признаков этого внутреннего мученичества; Она стояла под Крестом Сына Своего неподвижная, собранная и сжатая в себе, оцепеневшая, одинокая, в окружении ангелов; и девственная святость окутывала Ее и защищала от взора всех причастных к Его распятию.

20 мая
Мария — Vas Spirituale, Святыня Духа Святого или Духовный Сосуд

Быть духовным – значит обитать в мире духов, как говорит св. Павел: «Наше же жительство – на небесах» (Флп 3:20). Духовно размышлять — значит видеть в свете веры всех тех блаженных и святых существ, которые на самом деле окружают нас, пусть мы и видим их не телесными очами. Это значит видеть их в свете веры так же ясно, как мы видим своими глазами земные предметы — землю, утопающую в зелени, голубое небо и яркое солнце. Отсюда следует, что, когда святые души получают в дар небесные видения, эти видения являются не чем иным, как необычным в свете божественной интуиции продолжением и венцом тех предметов, которые благодаря обычному действию благодати постоянно предстают перед их умами.

Эти видения утешали и укрепляли Пресвятую Богородицу во всех Ее скорбях. Ангелы, окружавшие Ее, общались с Ней, и Она общалась с ними с той непосредственной прямотой, какую нам не следует ожидать в отношениях с ангелами – коль скоро мы унаследовали последствия греха Адама. Правда, не будем никогда забывать, что как ангелы в скорбях утешали Ее, так они будут утешать и нас: ибо мы во многих жизненных испытаниях остаемся в сообразной нам степени достойными обрести утешение со стороны этих небесных посланников Всевышнего – более того, Самого всемогущего Бога, третьего лица Пресвятой Троицы, принявшего на Себя служение быть нашим Утешителем и Присутствующим Помощником.

Пусть это утешение примут все находящиеся в беде, если они начинают жить в мире духов, начинают быть ближе к Богу. Если они воззовут к Богу, то Он ответит им. И даже если у человека нет земных друзей, у него есть все же Господь, Который сопереживал Своей Матери, пребывая на Кресте, и теперь, находясь в Своей славе, сопереживает самым малым и слабым из Своего народа.

21 мая
Мария — Consolatrix Afflictorum, Утешительница страждущих

Св. Павел говорит, что Господь утешает его во всех его скорбях – чтобы и он мог ободрить пребывающих в скорби утешением, которое он получил от Бога (2Кор 1:4). В этом секрет истинного утешения: способен утешить других тот, кто сам испытал много искушений, почувствовал потребность в утешении и обрел его. Так и о Самом Господе нашем сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2:18).

И именно поэтому Пресвятая Дева является утешительницей страждущих. Все мы знаем, насколько особое место занимает материнское утешение; и нам позволено называть Марию нашей Матерью с той поры как Господь наш со Креста установил отношение материнства и сыновства между Нею и св. Иоанном. И особенно Она может нас утешить, потому что Она страдала больше, чем какая-либо мать вообще. Женщины, по крайней мере нежные женщины, остающиеся дома, обычно ограждены от тяжких испытаний на стезях этого мира; но Она почти уподобилась апостолам и их тяготам, когда после Вознесения нашего Господа отправилась в чужие земли, где была как овца среди волков. Несмотря на всю заботу о Ней св. Иоанна, которая была так же значительна, как и забота св. Иосифа в дни Ее молодости, Она более всех святых Божиих, была странницей и пилигримом на земле. Когда наш Господь был Младенцем, Она должна была бежать через пустыню в языческий Египет. Когда Он вознесся на высоту, Она должна была отправиться на корабле в языческий Ефес, где Она жила последние годы жизни и где умерла.

О, вы, находящиеся среди грубых соседей или насмешливых товарищей, или злых знакомых, или злобных врагов, беспомощные, призывайте на помощь Марию, вспоминая об Ее претерпеваниях среди язычников-греков и язычников-египтян.

22 мая
Мария — Virgo Prudentissima, Дева премудрая или благоразумная

С первого взгляда может показаться, что добродетель премудрости или благоразумия Богоматери не связана с испытаниями и печалями Ее жизни. Однако можно посмотреть на дело таким образом, что эти испытания напомнят нам об Ее благоразумии и укажут на Ее премудрость. Следует помнить, что Она представляет собой не только пример великой созерцательной, но и практической жизни; а практическая жизнь — это одновременно жизнь покаяния и благоразумия, ведь ее нужно вести в правильном направлении. Итак, Мария была так же занята в те дни работой и тяжким служением, как и любая сестра милосердия. Разумеется, Ее обязанности менялись в зависимости от Ее возраста: ибо у молодой девушки, жены, матери и вдовы – разные обязанности; но все же Ее жизнь изо дня в день и час за часом была полна обязанностей и забот. Как у странницы в Египте у Нее были обязанности по отношению к тамошним несчастным язычникам, в гущу которых она была заброшена. Как у жительницы Назарета у Нее были обязанности по отношению к своим родственникам и соседям. У Нее были различные обязанности, пусть о них и не написано, и в те годы, когда наш Господь проповедовал и провозглашал Свое Царство. После того, как Он оставил эту землю, у Нее были обязанности по отношению к апостолам, и особенно к евангелистам. У Нее были обязанности по отношению к мученикам и к исповедникам в темнице; больным, невежественным и бедным людям. После всего произошедшего Ей пришлось уехать со святым Иоанном в чужую языческую страну, где и окончилась Ее блаженная жизнь на земле. Но сколько до этого Она должна была выстрадать в своей жизни, находясь среди народа идолопоклонников! Несомненно, самых ужасные преступления, совершаемые в той языческой стране, ангелы заботливо скрывали от Ее взора. Тем не менее, у Нее было множество обязанностей там — и, следовательно, у Нее было множество заслуг. Все Ее поступки были совершенны: все, что только можно было сделать, Она совершала наилучшим образом. Но быть всегда бодрствующим, стоять на страже, пламенеть, чтобы иметь возможность действовать не только без греха, но и наилучшим образом в свете меняющихся каждодневных обстоятельств – это означает жить в состоянии неутомимого внимания ко всем сторонам жизни. Но главной добродетелью, характеризующей подобный образ жизни, является благоразумие. Таким образом, коль скоро Ее земное паломничество было отмечено болью, скорбями и тяготами, мы можем призывать Ее как Деву благоразумную.

23 мая
Мария — Turris Eburnea, Башня из слоновой кости

Башня – это строение, возвышающееся над другими, более заметное, чем другие расположенные поблизости здания. Таким образом, когда мы говорим, что человек «возвышается» над своими собратьями, мы подразумеваем, что он больше их, а они меньше его.

Это превосходство проявляется и в Пресвятой Богородице. Она, по причине того, что была Его Матерью, претерпела более сильную и пронизывающую боль во время страстей и распятия нашего Господа чем любой из апостолов. Однако, стоит поразмышлять и о том, насколько благороднее Она вела себя, чем они, в ситуации, когда все Ее существо пронзило великое страдание. Когда наш Господь пребывал в борении, они заснули от печали. Они не могли бороться с глубоким разочарованием и унынием; не могли справиться с ним; оно их смутило, превозмогло, а их чувства притупились. И вскоре после этого, когда святого Петра спросили, является ли он одним из учеников Господа, он ответил отрицательно.

Он был не одинок в своем малодушии. Апостолы, все как один, оставили Господа и бежали, хотя, например, св. Иоанн вернулся. Более того, они даже утратили веру в Него и полагали в тот момент, что все великие надежды, которые Он заронил в них ранее, потерпели крах. Как это отличается даже от мужественного поведения святой Марии Магдалины, не говоря уже о поведении Девы-Матери! О Ней прямо сказано, что она стояла у Креста. Она не отворачивалась, не убегала и не унижалась, но стояла прямо, принимая на себя удары, которые ежеминутно наносили Ей долгие страдания Ее Сына.

В этом благородстве и великодушии в страданиях Она, по сравнению с апостолами, подобающим образом изображается как Башня. Но башни можно охарактеризовать как огромные, грубые, тяжелые, нависающие, некрасивые сооружения, построенные для войны, а не мира; в них нет красоты, утонченности и совершенства, которые сразу бросаются в глаза в Марии. И вот поэтому Она названа Башней из Слоновой Кости – чтобы яркость, чистота и изысканность этого материала подчеркивали недостижимо-запредельную красоту и нежность Богородицы.

Из книги Дж. Г. Ньюмана “Размышления и молитвы” (John Henry Newman, Meditations and Devotions)

Перевод: Михаил Костылев

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии