5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.
Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Послания к Римлянам 8,14-16.
Дорогие братья и сёстры, добрый день!
Продолжая катехизис по «Отче наш», мы сегодня начнём с замечания, что в Новом Завете молитва, кажется, намерена прийти к своей сути, сконцентрировавшись в единственном слове: Авва, Отче!
Мы прослушали отрывок из Послания святого Павла к Римлянам: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (8,15). И в послании к галатам апостол говорит: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал 4,6). Дважды он использует одно и то же обращение, в котором сконцентрировалась вся весть Евангелия. Познав Иисуса и послушав его проповедь, христианин больше не считает Бога тираном, которого надо страшиться, он больше не боится, а чувствует, как в сердце расцветает вера в Него. Он может говорить с Творцом, называя его «Отче». Выражение настолько важное для христианина, что часто его сохраняют в исходной форме – Павел сохраняет его в оригинале: «Авва».
Редко в Новом Завете арамейские выражения не переводились на греческий. Мы должны представить, что в этих арамейских словах словно «записан» голос самого Иисуса. Они уважали язык Иисуса. В первом же слове «Отче наш» мы обнаруживаем радикальную новизну христианской молитвы.
Речь не идет только о том, чтобы использовать некий символ (в этом случае – образ отца), чтобы присоединиться к таинству Бога. Речь идет, наоборот, о том, чтобы, так сказать, иметь весь мир Иисуса, излитый в наше сердце. Если мы сможем так сделать, мы сможем действительно молиться «Отче наш». Сказать «Авва» – это что-то намного более интимное, волнующее, чем просто обратиться «Отец». Вот поэтому некто предложил перевести это изначально арамейское слово «Авва» как «Папа». Чем говорить «Отче наш», говорите «Папа». Мы продолжаем говорить «Отче наш», но в сердце нас призывают говорить «Папа», чтобы у нас были отношения с Господом, как у ребенка с его отцом, которому он говорит «папа». И действительно, это слово вызывает привязанность, тепло, нечто, что находит воплощение в контексте младенческого возраста: образ ребенка всецело в объятьях отца, испытывающего бесконечную нежность к нему. И поэтому, дорогие братья и сёстры, чтобы хорошо молиться, необходимо прийти к тому, чтобы наше сердце было подобно сердцу ребенка. Не через удовлетворенное сердце, так не получится хорошо молиться. А как у ребенка в объятьях отца, его папы.
Но, конечно же, именно Евангелия должны ввести нас в лучшее пониманием этого слова. Что означает для Иисуса это слово? «Отче наш» обретёт смысл и наполнение, если мы научимся молиться, прочтя, например, притчу о милосердном отце в 15 главе от Луки (см. Лк 15,11-32). Представим эту молитву, произнесённую блудным сыном после того, как он оказался в объятиях отца, так долго ждавшего его, отца, не помнящего всех обидных слов, сказанных сыном, отца, который дал сыну просто понять, как же его не хватало. И вот тут мы поймем, как эти слова возвращают жизнь и силы. И спросим себя: как возможно, чтобы Ты, о Господи, знал только любовь? Неужели тебе не знакома ненависть? Нет, – ответил бы Бог, – Я знаю только любовь. А где же в Тебе возмездие, повод для справедливости, ярость для Твоей задетой чести? И Бог ответил бы: Я знаю только любовь.
Отец в этой притче поступает, как обычно реагирует душа матери. Именно в первую очередь матери прощают своих детей, укрывают их, не прекращают переживать за отношения, желать добра, даже если дети ничего больше не заслуживают.
Достаточно обратиться только вот с этим словом – Авва, – чтобы христианская молитва была сотворена. И святой Павел в своих посланиях следует тем же путем. И он не может быть иным, потому что это путь, данный Иисусом: в этом обращении есть сила, которая вытаскивает всю остальную молитву.
Бог ищет тебя, даже если ты не ищешь Его. Бог любит тебя, даже если ты забыл о Нем. Бог видит в тебе красоту, даже если ты думаешь, что зря растратил все свои таланты. Бог не только твой отец, Он как мать, которая никогда не перестанет любить свое дитя. С другой стороны, есть некий период вынашивания, постоянно продолжающийся, больше девяти месяцев физического явления. Это вынашивание, творящее бесконечный цикл любви.
Для христианина молиться означает просто говорить «Авва», говорить «Папа», говорить «Отче», но с верой ребенка.
Может случиться так, что и мы пойдем по дальним от Бога дорогам, как это было с блудным сыном, или же впадём в одиночество, которое заставит нас почувствовать себя брошенными, или ошибиться и обездвижеть от чувства вины. В эти трудные моменты мы можем снова найти силы на молитву, начинав вновь со слова «Отче», но сказав его с нежностью ребенка: «Авва», «Папа». Он не скроет от нас Своего лица. Помните: если кто-то в душе несёт ужасные вещи, такие, что не знает, как их разрешить, большую горечь, что совершил то или это… Он не скроет своего лица. Он не замкнётся в молчании. Скажи ему «Отче», и Он ответит тебе. У тебя есть Отец. «Да, но я преступник…». Но у тебя есть любящий тебя Отец! Скажи ему «Отче», начни так молиться, и в тишине Он скажет нам, что никогда не терял нас из виду. «Но, Отче, я совершил вот это…» – «Никогда Я не терял тебя из виду, Я всё видел. И всегда был там, возле тебя, верный моей любви к тебе». Таков будет ответ. Никогда не забывайте говорить «Отче». Спасибо.
Источник (ит.): vatican.va
Перевод подготовлен и предоставлен для публикации Радио Мария Беларусь