«Отче, прости им»: в чём смысл невероятной просьбы Христа на кресте?

Иисус сказал: «Отче, прости им, ибо они не знаю, что делают» (Лк 23:34).

Рискните на мгновение представить себя на месте Иисуса. Вы невинный человек, приговорённый к смертной казни, применяемой к самым страшным преступникам… и слова, которые вырываются из ваших уст, это «Отче, прости им!».

Последнее, что я был бы готов сказать людям, которые меня казнят, так это просьба к Отцу их простить! И всё же Иисус просит именно об этом.

Это заставляет задуматься: почему Он это сказал? Как Он мог сказать такое? Ответ на этот вопрос даст нам понимание того, Кто такой Иисус, и предложит то основание, на котором мы можем строить своё отношение к тем, кто настроен против нас.

Когда Иисус говорит «Отче, прости им»?

Когда Иисуса приговорили к распятию, его привели на место, называемое Голгофа, и распяли между двумя преступниками. В этот момент Он и говорит: «Отче, прости им». Лука единственный Евангелист, который упоминает эти слова Христа. Согласно его Евангелию, это были первые слова, которые Иисус сказал на кресте. Есть некоторые споры об этом стихе Евангелия от Луки, потому что в некоторых древних рукописях они отсутствуют, тогда как в других, столь же древних, упоминаются. Некоторые считают, что они были добавлены в соответствии с ранней устной традицией Церкви. Общепризнанно, однако, что Лука – великий историк, который провёл тщательное исследование, а не просто полагался на слова случайных людей.

Ещё один интересный факт, указывающий на аутентичность этих слов: Лука написал не только Евангелие, но и Книгу деяний святых апостолов. И в Деяниях он вкладывает подобное высказывание в уста Стефана, умирающего под градом камней: «… и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: ‘Господи Иисусе! прими дух мой’. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: ‘Господи! не вмени им греха сего’. И, сказав сие, почил» (Деян 7:59-60).

Похоже, что Стефан вторил тому, что сказал Иисус, – тому, что он слышал сам в день распятия Иисуса, или тому, что повторяли другие ученики. Вторя Иисусу, Стефан следовал тому примеру, который дал Иисус.

Действительно ли Иисус простил Своих мучителей?

Есть очень важная причина особо отметить, что Иисус простил Своих мучителей. Иисус не один раз показывал Свою способность прощать грехи, пока Он ходил по земле. Например, Он простил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:1-11) и парализованного, которого принесли к нему его друзья (Мф 9:1-8).

Когда первосвященники и старейшины Синедриона передали Иисуса Пилату, тот поставил Его перед толпой. Пилат знал, что Иисус невиновен, и только религиозная верхушка была заинтересована в Его устранении. Тогда Пилат предложил им выбор: отпустить Иисуса или Варавву. Толпа, науськанная первосвященниками, выбрала отпустить Варавву, а Иисуса распять. Обратите внимание на реакцию Пилата и на ответ толпы на эту реакцию.

«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: ‘Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы’. И, отвечая, весь народ сказал: ‘Кровь Его на нас и на детях наших’» (Мф 27:24-25). Иными словами, Пилат заявил: «Его смерть – на вашей совести, а не на моей», и люди ответили: «Да, мы согласны: Его кровь на нас и наших детях». Первосвященники, старейшины и те, кто стоял в толпе, приняли на себя ответственность за смерть Иисуса. И включили под эту ответственность своих потомков.

Этот текст неоднократно и, должен добавить, совершенно неправильно, использовался многие годы как доказательство правомерности многих ужасных поступков против евреев. Поскольку те, кто требовал казни Иисуса, были евреями, с них требовали расплаты за этот грех. Однако Евангелие от Луки полностью отвергает такую позицию: Иисус на кресте простил их. Он простил евреев, которые требовали Его смерти. Он простил римлян, которые прибили Его ко кресту. Он простил каждого первосвященника, каждого старейшину и каждого человека, требовавшего из толпы Его смерти, и взявших ответственность за Его смерть на свою голову. Иисус простил их, и, значит, снял с них вину за Свою смерть. Истина состоит в том, что Он умер не потому, что они этого хотели. А потому, что Он на это согласился.

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10:17-18).

Да, люди, отправившие Христа на крест, полагали, что это они причина Его смерти. И хотя они сыграли свою роль, вина за Его смерть на них не возложена. Иисус Сам принял на Себя ответственность за то, чтобы отдать Свою жизнь. И когда Он их простил, ответственность за Его смерть была с них полностью снята, а вина – полностью прощена.

Как мог Иисус простить тех, кто Его убил?

Тот факт, что Иисус простил даже тех, кто организовал и осуществил Его убийство, указывает на Его характер. На протяжении истории веру в Иисуса Христа обретали самые неожиданные люди. Мстительный гонитель встречает Иисуса на дороге в Дамаск и становится великим евангелизатором. Закоренелые преступники встречают Иисуса в тюрьме и обретают подлинную веру. Своей милостью и благодатью Иисус их всех прощает. Иисус умирает на кресте, вознеся на него все грехи мира, включая мои и твои. И поскольку Он принял на себя наказание за все грехи, Он может все их и простить. Каждый из нас заслуживает быть повешенным на кресте за свои грехи. Но наше место на кресте занял Он. И то прощение, которое Он дал тогда, Он предлагает и сейчас. Нам. Поэтому перед тем, как задаваться вопросом «Как мог Иисус простить этого человека?», мы должны спросить себя: «Как может Иисус простить меня?».

Почему Иисус сказал: «Они не знают, что делают»?

Если посмотреть на людей, которые требовали смерти Иисуса, становится ясно, что они думали, что так они устраняют помеху. Они устроили бутафорский суд и попытались привести доказательства, достаточные для смертной казни. И хотя вызывалось много ложных свидетелей (Мф 26:60), первосвященники не находили, что Ему предъявить. В конце концов они обвинили Его в том, что Он сказал правду о том, Кто Он такой (Мф 26:64-66).

Они думали, что устраняют того, кто хочет отнять у них их земную власть. Они считали Иисуса угрозой для себя, потому что были уверены, что Он добивается для Себя земного царства. Они совершенно не поняли смысла и предназначения жизни и служения Иисуса. Как они не поняли смысла Его жизни, так не поняли они и смысла Его смерти. Иисус умер не из-за них, Он умер ради них. Он пришёл не для того, чтобы устранить учителей Закона, а для того, чтобы спасти их. К сожалению, ни первосвященники, ни люди, стоявшие в тот день в толпе, не имели ни малейшего понятия о том, почему на самом деле умирает Иисус. Из-за того, что их грех был основан не на знании, а на ошибке, Иисус мог сказать не только «Отче, прости им», но и «Отче, прости им, потому что они не знают, что делают».

И сегодня Иисус, умерший на кресте и воскресший из мёртвых, хочет прощать. Он не потерял ни капли присущего Ему милосердия и благодати и готов изливать их на каждого, кто взывает к Нему. Его милость обновляется каждое утро. И вы можете быть уверены, что если попросите Его о прощении, то будете прощены. В конце концов, если Он смог простить тех, кто приговорил Его к смерти, и тех, кто прибил Его ко кресту, Он, несомненно, может простить и вас.

Кларенс Л. Хайнес мл.

Источник (англ.): Bible Study Tools

Перевод: Наталья Проскурина

Изображение: www.nationalgallery.org.uk

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии