Папа Франциск: «Выходя за границы заповедей, мы уничтожаем самих себя»

Продолжая размышлять над Божьими заповедями, обратимся к катехизации Папы Франциска, посвященной десятой заповеди. Завершая цикл своих размышлений о Декалоге в 2018 году, Понтифик объяснил, что, если несвободно сердце, от любой другой свободы мало пользы. Нам, действительно, полезно освежить в памяти слова Святейшего отца.

В своей заключительной катехизации по Декалогу Папа рассмотрел последнюю из 10 заповедей: «Не желай жены ближнего своего… ни всего, что есть у ближнего твоего», что, как он заметил, «уже предполагается в заповедях о прелюбодеянии и воровстве».

«Тогда», – спрашивает Папа Франциск, – «каково значение этих слов? Они что, просто суммируют предыдущее? Или они о чём-то большем?»

На самом деле, продолжает Папа, эти завершающие наставления ведут нас к сути всего Декалога: «Это последнее слово подчёркивает тот факт, что все прегрешения исходят из одного корня: злых желаний. Любой грех рождается из злого желания. Любой и каждый».

Франциск напоминает слушателям, что заповеди очерчивают «границы жизни». За пределами этих границ «человек уничтожает самого себя и своего ближнего, разрывает свои отношения с Богом».

И весь путь, указанный заповедями, «не имел бы смысла, если бы не достигал последнего уровня – сердца человека». «Конечная точка всего пути, на которую указывает завершающая заповедь, – это сердце человека, и, если сердце не обретает свободы, от остального мало пользы», – сказал он.

Удушающая правильность

Святейший отец сказал, что наш жизненный вызов – освободить своё сердце от «всего злого и уродливого», чтобы не свести своё существование к «прозябанию раба, вместо жизни сына».

«Часто», – предупреждает Папа, – «за фарисейской маской удушающей правильности спрятано что-то уродливое и неразрешившееся».

Вместо этого нам следует позволить заповедям снять с нас маску, потому что это показывает нам нашу нищету и ведёт нас к святому смирению. Каждый из нас может спросить себя: а какие уродливые желания часто приходят ко мне? Зависть, жадность, сплетни? Каждый из нас может задать себе этот вопрос, и каждому он пойдёт на пользу. Человеку нужно благословение смирения, которое делает его способным увидеть, что он не может спасти себя сам.

Франциск предупреждает, что не следует обольщаться мыслью, что мы способны исправить свои злые желания только своими силами: «Бесполезно думать, что достигнешь чистоты сердца титаническими усилиями воли, в одиночку: это невозможно. Мы должны открыться к отношениям с Богом, в доверии и свободе. Только это может сделать плодотворными наши усилия, потому что вперёд нас ведёт только Святой Дух».

Мы не спасаем сами себя

Папа объясняет, что задача библейского Закона не в том, чтобы создать у человека иллюзию, будто буквальное послушание приведёт его к искусственному, более того, к недостижимому спасению. Задача Закона – привести человека к правде, т.е. к принятию своей нищеты, которая становится подлинной открытостью, личной открытостью милосердию Бога, Который преображает и обновляет нас. Бог – единственный, Кто способен обновить наше сердце, если только мы Ему открываемся. Это единственное условие: всё сделает Он, но мы должны открыть своё сердце.

Так, эта последняя заповедь Декалога «учит всех нас признавать, что мы нищие», – говорит Франциск. – «Она помогает нам открыто признать неупорядоченность нашего сердца, перестать жить эгоистично и стать нищими в духе, предстать подлинными перед нашим Небесным Отцом, позволить Сыну спасать нас и Святому Духу – наставлять нас. Святой Дух – вот Учитель, Который ведёт нас: так давайте позволим Ему нам помогать. Мы – нищие, так давайте просить этой благодати».

Да, блаженны те, кто перестаёт обманывать себя, полагая, что может спасти себя от собственной слабости сам, без Божьей милости. Только Божья милость может исцелить сердце. Блаженны те, кто признаёт свои злые желания и с раскаявшимся и сокрушённым сердцем предстаёт перед Богом и другими людьми не как праведник, которым он не является, а скорее как грешник. Как прекрасны слова, которые Пётр сказал Господу: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный», и какая прекрасная молитва: «Не оставь меня, Господи, ибо я человек грешный!»

Кэтлин Хаттруп

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: Vatican News

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии