«Прекрасное далеко» или мысли о призвании

Множество песен, дошедших до нас с советских времен, не теряют своей популярности и обаяния. К ним можно отнести и «Прекрасное далеко», звучавшее в фильмах «Гостья из будущего»  и «Лиловый шар». Стихи, написанные Юрием Энтиным, известны почти каждому. Не редко говорят и о христианском содержании этого произведения. Хотя мало кто знает, что в свое время поэт написал: «Слышу голос из прекрасного далёка. Он зовёт меня не в райские края». По просьбе композитора Евгения Крылатова «не райские края» были заменены на «чудесные». И, тем не менее, стоит вслушаться в знакомые строчки и попытаться уловить в них особый смысл. Я не скажу, что песня только и исключительно о поиске смысла жизни в христианском понимании.  В ней много интересных моментов. Например, прекрасное далеко просят не быть жестоким. Если учесть, что песня прозвучала в первый год Перестройки, 1985 г. Мало того, в самом ее начале, в дни весенних школьных каникул. Можно сказать, что «Далеко» вполне себе провиденциальная песня. Жизнь начала круто меняться, и тогдашним школьникам и, особенно, их родителям пришлось встретить трудности и жестокость переходного исторического периода…

Слышу голос из прекрасного Далёка —
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос — и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель…

Прекрасное Далеко – небесная гавань, в которую предстоит долгий путь среди житейских бурь. Утренним щебетом птиц и красотой просыпающейся природы оно напоминает о Том, Кто все это сотворил. «Слава Тебе, Боже, за брата Солнце» поет вместе с Франциском все творение. И голос радости и молодости, звучащий в самой глубине сердца, зовет открывать новые пути и подниматься на головокружительную высоту.

Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь.
Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
«А сегодня что для завтра сделал я?»

Мир не прощает даже маленьких ошибок и оплошностей. И для множества людей, приходящих в Церковь и даже пребывающих в Ней ни один год, Бог продолжает оставаться карающим Судией, а не добрым Отцом. Вспомним фрески в древних храмах. Грозный Судия, Пантакратор, Вседержитель глядит на нас с купола с укором. И нет во взгляде Его пощады и прощения. Но тогда христианство еще только приживалось на почву, богато удобренную языческими культами, страхами перед необузданными силами природы и множеством других вещей, о которых подробно пишут в учебниках истории. Современный человек, живущий в век индивидуализма, уже не боится, наверное, древних языческих божков, зато он точно знает, что человек человеку – волк. В его жизни встречается столько терниев, что к звездам и стремиться уже не хочется…

Тем не менее, даже психологи говорят о том, что кризисы – это путь к взрослению. Ведь самую сильную душевную боль мы переживаем именно в эти самые кризисные моменты. Именно в эти моменты в нашу жизнь и вторгается тот самый Судья, который строгим голосом, как в этой песне спрашивает: «что для завтра сделал я?» И вопрос не только и не столько в материальных или карьерных достижениях. Вопрос в том, хотел ли я взрослеть, хотел ли быть счастливым и жить насыщенной жизнью, дышать полной грудью. От всех этих вопросов вполне можно отмахнуться! И к концу жизни остаться старухой у разбитого корыта, которая могла бы быть и царицей, и владычицей морскою, но ничего для этого не сделала, предпочтя прожить всю жизнь в серой землянке привычных представлений и образов.

Человеку свойственно боятся неизвестного, поэтому его взгляд в далеко, пусть оно и кажется прекрасным, полон прячущихся за каждым деревом страшных теней. И звучащий в сердце Голос от этого кажется пугающим и грозным. Кажется, что за любой проступок он будет жестоко карать… И за всем этим как-то теряется, что Любовь не бывает карающей. Воспитывающей и даже обличающей, но не жестокой…

Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Слова последнего куплета напоминают человека после исповеди. Расправленные плечи и решимость стать белым и пушистым.

В этой песне много страха и уверенности в своих силах, но почти совсем нет места благодарности и любви. Мы выходим навстречу будущему веку с верой в свои силы, как былинные богатыри, идущие сражаться со Змеем Горынычем. И забываем, что даже эти древние персонажи брали с собой в дорогу не только меч булатный. И даже не только родительское благословение. Главным их оружием было большое и благодарное сердце. Могучий воин не считал зазорным опуститься на колени, чтобы поднять птенчика и посадить его в гнездо. Или чтобы освободить ужика из расщепленной колоды. Древний витязь кланялся до земли жуткой Бабе Яге, напоившей и накормившей его, а потом давшей волшебный клубочек. Есть и еще один предмет, который весьма пригодится в дороге. Это смирение. Мало кто обладает этим поистине волшебным оружием, но оно помогает побеждать лучше любого меча. Вспомним хотя бы двух персонажей Андерсена, храбрую Герду и маленькую Дюймовочку. Ни та, ни другая не были смиренными в том смысле, что склонялись перед трудностями, пасовали и прятались. Они знали, что такое подлинное смирение, которое умеет принимать себя и окружающий мир такими, каковы они на самом деле. Дюймовочка могла бы долго причитать и рвать на себе волосы, что она столь мала… И стать женой противного сына жабы. Но она, осознав, что мала и слаба, превратила свою слабость в силу. Ведь большое и обладающее высокой мышечной массой существо вряд ли бы смогло уплыть на кувшинке.

В юности каждый из нас слышит голос из прекрасного Далека. Он зовет менять мир, делать великие открытия и спасать человечество. С возрастом кажется, что этот голос становится все слабее. Хотя, на самом деле, он просто перестает пульсировать в ушах и плавно перемещается в сердце. Ему не нужны наши обещания стать «чище и добрее». Ему нужны маленькие, но честные поступки каждый день. Он просит об открытости сердца, о радости и доверии. О тех ключиках, которые открывают путь к Прекрасному Далеку, в котором нет места жестокости, где лев и ягненок живут рядом.

Анна Гольдина

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии