Об истории тульского католического прихода Рождества Пресвятой Богородицы рассказывает его прихожанин, аколит и чтец Игорь Любимов.
Первые сведения о тульских католиках относятся к 1845 г. В местном кадетском корпусе обучались дети дворян, в том числе польских. В этот период приезжал военный капеллан о. Липень, который окормлял католиков нескольких губерний.
С появлением в Туле арестантской роты из участников польского восстания 1863 года число католиков заметно выросло. Были католики и среди местных жителей, о чём свидетельствуют архивные материалы.
С 1879 г. настоятель калужского прихода о. Пётр Саницкий начал регулярно окормлять тульских католиков. В декабре 1885 г. с разрешения властей была открыта Римско-католическая часовня в частном доме. У верующих появилась возможность регулярно участвовать в Мессе и других богослужениях. Приход получил название Рождества Пресвятой Богородицы. О той поре напоминает редкое издание – Римский Миссал в редакции 1884 г., подготовленной Папой Львом XIII. Он хранится в сегодняшней приходской библиотеке.
В 1892 г. католическая община, насчитывавшая уже свыше 800 человек, обратилась в разные инстанции с просьбой выделить участок земли для строительства католического храма. При этом она принимала на себя все расходы, связанные с его возведением и содержанием. Староста прихода В.И. Смидович, потомок польских дворян и отец писателя В.В. Вересаева, обращаясь к губернатору, сообщал, что часовня во время Мессы вмещала только треть католиков, постоянно проживающих в Туле. Их было немало и в двух полках, размещавшихся за городом. Из-за тесноты в часовне армейское начальство отпускало военных на Мессу малыми группами, поэтому им приходилось соблюдать воскресную очередь. Без храма, писал далее староста, в приходе нет постоянного священника. Случалось, что откладывались крестины или человек умирал без исповеди и слова утешения. Обращение старосты поддержал Фёдор фон Гилленшмидт, городской глава Тулы, который тоже написал письмо губернатору. Помогло и письменное разрешение православного архиепископа Тульского Никандра от 9 февраля 1893 г. на выделение земли для католиков.
Через год официальное разрешение было получено. Власти безвозмездно выделили участок земли. 15 мая 1894 г. на перекрёстке улиц Киевской и Мотякинской (ныне пр. Ленина и ул. Льва Толстого) состоялась закладка Римско-католического храма. Автор проекта – губернский архитектор католик Эварист Сковронский, который лично курировал строительные работы.
Э. В. Сковронский родился 26 октября 1846 г. в дворянской семье в Польше. После завершения учёбы быстро стал востребованным архитектором. В 1871 г. служил в Ломжинском губернском управлении и руководил ремонтом крупного шоссе в Мазовецком уезде. Год спустя переехал в Калугу, получив здесь должность инженера. В 1882 г. Сковронский перевёлся в Тулу, продолжив заниматься любимым делом. Через несколько лет стал губернским архитектором и получил чин статского советника, Удивительно, но факт: католик – автор проектов нескольких известных православных храмов Тулы. Для него это была не просто работа, а выражение глубокой веры в Бога. В этом списке – церкви Пр. Сергия Радонежского, Св. Феодосия, Св. Иоанна Златоуста, собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре, Вознесенская церковь в селе Большое Руново и ряд других. Губернский архитектор участвовал также в возведении Успенского Кафедрального собора в центре города. Главным делом своей жизни Э. Сковронский считал проект Римско-католического храма Свв. Апостолов Петра и Павла в Туле. Являясь гласным Тульской городской думы, активно участвовал в решении важных вопросов городского строительства и архитектуры. В 1905 г. вместе с супругой вошёл в правление отделения Попечительства о домах трудолюбия, заботился о бездомных. Эварист Владиславович и его супруга до конца своих дней оставались активными прихожанами, давая личное свидетельство своей веры. Участвовали в культурной жизни прихода и делах милосердия, материально помогали нуждающимся, в том числе представителям других конфессий. Э. Сковронский скончался 26 апреля 1909 г. в Туле. Похоронен на лютерано-католическом участке Всехсвятского кладбища. Его памятник сохранился. Здесь же упокоились супруга Анна Фоминична и её родители – Томаш и Катажина Салатко-Петрищо.
После кончины В. И. Смидовича всеми вопросами, связанными с возведением церковного здания, занимался новый староста Г. О. фон Гартман. Он был членом Общества тульских врачей и гласным Тульской городской думы, активно содействовал принятию важных решений, касающихся губернского здравоохранения. При его участии были открыты новые больницы и улучшилась санитарная обстановка в городе. В 1899 г. Гартман стал одним из душеприказчиков известного в Туле мецената купца Д. Я. Ваныкина и засвидетельствовал его завещание, в котором большие суммы передавались на благотворительные нужды. В родном приходе Густав Осипович тоже спешил делать добро. Помогал нуждающимся католикам, в том числе при похоронах, оказывал бесплатную медицинскую помощь, передал в дар приходской библиотеке собрание книг.
Строительство храма велось только на пожертвования и при активном участии прихожан. Поскольку местных средств было недостаточно, деньги на «тульский костёл» собирала вся Польша в виде специальной благотворительной лотереи. Это помогло осилить расходы.
6 октября 1896 г. Римско-католический храм Свв. Апостолов Петра и Павла в Туле был освящён. Вскоре приехал постоянный священник.
Тогдашняя улица Киевская была окраиной города. Вблизи находилась Киевская застава. Глядя на фото тех лет, трудно узнать сегодняшний проспект Ленина, протянувшийся от самого центра до новой тульской границы!
Храм из красного кирпича с элементами неоготики выглядел впечатляюще. Главный вход украшали статуи св. Апостолов Петра и Павла. Прихожане входили через красивые деревянные ворота и шли по каменным дорожкам, вдоль которых стояли скамейки для отдыха. Рядом находились флигель, хозяйственные постройки и сторожка. Территория была обнесена каменной оградой. Богослужения совершались ежедневно под звуки органа. Приход, как и во времена часовни, сохранил своё название – Рождества Пресвятой Богородицы и получил сразу два престольных праздника.
Среди католиков тех лет были люди разных сословий, достатка и национальностей. Служащие, военные, коммерсанты, врачи, педагоги, деятели науки и культуры, ремесленники, учащиеся. Они своими силами ставили благотворительные спектакли, концерты, участвовали в городских культурных мероприятиях. Одними из активных прихожан была польская семья Л. Л. Бохвица, товарища (заместителя) прокурора окружного суда и статского советника.
В следующий период в католическом приходе Тулы сменилось несколько настоятелей. В 1902 г. им стал магистр богословия о. Зигмунд Лозинский. В Туле он служил около двух лет. Позже преподавал в Духовной семинарии и академии в Петербурге. В 1917 г. папа Бенедикт XV назначил о. Зигмунда епископом Минской епархии.
Вскоре он был арестован советскими властями и 11 месяцев провёл в «Бутырке». С 1925 и вплоть до смерти в 1932 г. епископ Лозинский возглавлял епархию Пинска. При советском режиме гроб с его телом был замурован в стену Пинского собора “из-за угрозы глумления”. Церковь назвала Лозинского Слугой Божьим и открыла процесс его беатификации. Уезжая из Тулы, о. Зигмунд подарил приходу свою большую библиотеку, которая не сохранилась.
В годы Первой мировой войны (1914-1917) численность прихода значительно выросла за счёт католиков, эвакуированных из Западных областей, и католиков-военнопленных, достигнув 5000. Здесь, в частности, прошло крещение Альгирдаса Юлюса Греймаса из семьи литовских беженцев, будущего всемирно известного филолога-семиотика и профессора Сорбонны. В память об этом событии в церкви установлена мемориальная доска.
Недалеко от храма расположено Всехсвятское кладбище – одно из старейших в Туле. В 1864 г. по просьбе католиков здесь появился лютерано-католический участок, отделённый от православного рвом. Позже был сооружён и отдельный вход — ворота с башенками в готическом стиле. Надгробия отличаются сдержанностью украшений. Надписи выполнены как латиницей, так и кириллицей. По проекту Сковронского, выдержанному в «храмовом» стиле, построена и кладбищенская стена.
Здесь погребены многие известные горожане-католики. В частности, потомки Л. Пушкина, семьи Смидовича и Сковронского. В военные годы на католическом участке совершались акты вандализма. Часть обелисков можно увидеть на других могилах. На некоторых даже не сбиты первоначальные тексты. Отдельные надгробия удалось восстановить. Но весной 2011 г. эта часть некрополя вновь пострадала от рук вандалов. Многие надгробия были разворочены и сброшены в склепы.
Здесь же покоятся останки венгерских военных и солдат вермахта, погибших в боях за Тулу, а также немецких военнопленных.
Местные католики устраивают субботники на этом участке и совершают богослужения в День поминовения всех усопших.
После 1917 г. католический храм в Туле ещё действовал. В 30-е годы советская власть разогнала приход, а здание включила в свой фонд. Исчезли колокола, статуи Петра и Павла, орган, церковная утварь и библиотека. Внутри появились два этажа, разделённые на комнаты. В разные годы здесь размещались жилхоз, лётная школа, редакция газеты, лаборатория судебной экспертизы.
В 1992 г. журналист газеты “МК” И. Любимов написал статью «Легко ли быть католиком в Туле?» и сделал сюжет для ТВ об истории храма. Первым откликнулся студент Д. Марсов. Они решили собрать тульских католиков, чтобы возродить приход. Через газету журналист приглашал их позвонить или прийти в редакцию. В его рабочем кабинете на ул. Ф. Энгельса больше года по средам собирались первые католики. Молились, как могли, общались, строили планы. Кто-то потом уехал, стали приходить новые люди. Среди тех, кто позвонил тогда в “МК”, были ветераны прихода Т. М. Кикиджан и А. Стирбис.
22 октября 1993 г. католический приход Тулы был зарегистрирован отделом юстиции. Настоятелем стал о. Януш Мороз, францисканец из Польши. Он поселился на съёмной квартире. Для воскресной Мессы арендовали помещения в клубах и ДК, использовали квартиры прихожан. Первая Святая Месса прошла 6 февраля 1994 г. во Дворце культуры оружейного завода. Потом её участники ещё долго общались и пели под гитару.
О. Януш, как магнитом, притягивал к себе людей. Побеседовать с ним и послушать его пение приходили молодые люди разных конфессий. Его любовь к Богу и сила веры передавались окружающим. Он сразу начал налаживать молитвенную жизнь в приходе. Вечером любил иногда погонять мяч с мальчишками во дворе. Духовные встречи и чаепития проходили в квартире о. Януша. Здесь же отмечались праздники и общинные события.
Многое сделал для возрождения прихода и его духовного становления тогдашний глава францисканцев в России о. Григорий Цёрох, о котором в наши дни напоминает памятная доска в храме.
В последующие годы тульские католики активно боролись за возвращение храма, писали обращения в разные инстанции, в том числе президенту. В ответ получали отказ или отписки.
В июле 1994 г. приходу вместо храма передали маленький гараж, пристроенный к церковной стене. Своими силами и с помощью польских строителей, работавших под Тулой, гараж превратился в Римско-католическую часовню. Почти на 10 лет она стала домом Божьим для общины, местом проведения Святых Месс и богослужений. Тогдашних прихожан в шутку назвали “гаражным поколением”. Первое Миропомазание с участием Архиепископа Тадеуша Кондрусевича прошло у стен храма, т. к. часовня не смогла всех вместить. История повторяется.
20 мая 2004 г., благодаря стараниям и молитве прихожан и при поддержке православного Митрополита Тульского и Белёвского, храм Свв. Апостолов Петра и Павла был возвращён тульским католикам.
Лаборатория судебной экспертизы оставила здание в запущенном и неприглядном виде. Груды мусора, старое оборудование, брошенное при переезде, битое стекло под ногами. Прихожане во главе с настоятелем о. Генрихом Левандовским сначала расчистили помещения. На время восстановительных работ подвал храма был обустроен в часовню, а гараж снесён. Вся молитвенная жизнь перешла сюда.
С 2006 г. в приходе служат сёстры Св. Елизаветы Венгерской, которые взяли на себя много важных дел.
Когда советские “новшества” были разобраны, по уцелевшим чертежам, шаг за шагом, церковь возвращала свой облик. Этим занимался следующий настоятель о. Пётр Фидермарк. В результате огромной работы храм стал таким, каким видим его сегодня.
6 июля 2008 г. Архиепископ Павел Пецци торжественно освятил возрождённый Католический храм в Туле. А 1 октября 2016 г. тульские католики отметили 120-летие исторического освящения своего храма. Праздничная Месса прошла с участием Архиепископа Павла Пецци. Поздравить туляков приехали священники, монахини и паломники из Москвы, Орла, Калуги, Курска и Венёва. Среди гостей были представители других конфессий. В своём слове владыка отметил важность юбилея для всей Архиепархии. После Мессы был показан фильм об истории храма «Тульская готика», снятый прихожанами.
В наши дни приход – это большая семья, в которой представлены разные национальности. Своим этническим и культурным достоянием делятся иностранные студенты, обучающиеся в Туле. Они вносят яркие нотки в рождественские концерты и активно участвуют в жизни общины.
В 2017 г. Архиепархия получила нового священника – о. Александра Домникова, призвание которого начиналось в тульском приходе. Несколько прихожанок стали монахинями и посвятили себя служению Богу и ближним.
В октябре 2021 г. на Святой Мессе Архиепископ Павел Пецци совершил поставление в аколиты прихожанина чтеца И. Любимова, который прошёл духовную подготовку под руководством прежнего настоятеля о. Сергея Тимашова. В качестве знака своего служения новый аколит принял из рук владыки сосуд с хлебом, предназначенным для освящения во время Евхаристии. В отсутствие священника аколит проводит Литургию Слова с Причастием и поклонение Святым Дарам. Это первое такое событие в новейшей истории прихода.
В 2020 г. приход впервые обрёл собственный герб. Эта традиция есть в Церкви, но не является обязательной для общин. Герб по цвету, символике и композиции перекликается с узнаваемым гербом Тулы и отражает особую черту прихода, посвящённого Пресвятой Деве Марии и расположенного в храме Свв. Апостолов Петра и Павла.
В начале 2022 г. приходская молитвенная группа «Живого Розария» отметила юбилей – 20-летие своего основания. Члены группы молятся в намерениях Папы Франциска и всех прихожан, кто нуждается в молитвенной поддержке.
Кажется, что всё трудное позади. Но храм – это живой организм, который надо поддерживать и развивать. Настоятель, сёстры и прихожане постоянно об этом заботятся. Отремонтирован подвал – крипта, обустроена территория. Внутри церкви тоже заметны обновления и новшества, особенно в годы настоятельства монсеньора Сергея Тимашова.
Творения приходского скульптора В. Ярошенко украшают её и вдохновляют на молитву. Он создал уникальный рождественский вертеп с 14-ю искусными скульптурами, а также две большие иконы над алтарём в честь праздников храма и прихода. Недавно был заменён и главный большой крест, который теперь образует с иконами единый ансамбль.
Продолжая традицию, католики вносят вклад в культурную жизнь Тулы. В 2012 г. в храме был установлен новый итальянский цифровой орган. Его мощное звучание в сочетании с великолепной церковной акустикой не только сопровождает богослужения, но и позволило храму стать популярным в городе концертным залом. Обрести орган помог благотворительный фонд “Искусство добра” из Москвы. И вот уже 10 лет жители Тулы и гости наслаждаются концертами органной музыки, которые проводятся каждый месяц совместно с областной филармонией. Перед зрителями выступают известные исполнители из России и других стран. Свободных мест на концертах не бывает.
Проходят также концерты детских ансамблей, спектакли духовного театра «Слово» из Москвы. Своё искусство показывают и приходские исполнители разного возраста.
21 мая 2022 г. с большим успехом прошёл первый «Вечер в католическом храме Тулы» в «Ночь музеев». Внутри разместилось около 500 человек. Очередь желающих попасть в храм протянулась до самого проспекта. Программа включала органный концерт, экскурсию, просмотр док. фильма «Польский след», выставку церковной утвари, облачений и раритетов. Продолжением этого дебюта станет участие в городской «Ночи искусств» в ноябре.
Католики также участвовали во встрече «Христианство в российской культуре: реликвии конфессий Тульского края» в областном краеведческом музее. Настоятель о. Сергей рассказал об истории и сегодняшнем дне общины, используя фотографии и копии документов разных лет. А церковные хористы устроили маленький концерт.
В сентябре 2022 г. новым настоятелем католического прихода Тулы был назначен о. Александр Кревский. До этого он служил в Калининграде.
Тульский католический храм является памятником архитектуры XIX века и признан одной из достопримечательностей города, вызывая интерес у жителей и многочисленных туристов.
Игорь Любимов
Настоятели прихода:
о. Пётр Саницкий (1879 – ?)
о. Зигмунт Лозинский (1902 – 1904)
о. Януш Мороз, OFMConv (1993—1996)
францисканцы о. Мирослав Копчевский, о. Григорий Пюрковский, о. Дариуш Харасимович, о. Богдан Юрчишин, о. Вальдемар Мацкевич и при активном участии о. Григория Цёроха (1996 – 2004)
о. Хенрик Левандовский (2004—2007)
о. Пётр Фидермак (2007—2008)
о. Рафал Кравчик (2008—2011)
о. Виталий Спицын (2011—2017)
монс. Сергей Тимашов (2017—2022)
о. Александр Кревский (с сентября 2022)
Контакты:
Адрес храма: г. Тула, ул. Л.Толстого, 85
Тел. храма: +7 (4872) 70 12 31
Тел. о. Александра: +7 911 450 6477
Email: [email protected]
Группа “Католики Тулы” в “ВК”
Страница новостей прихода в “ВК”
Официальный сайт прихода
Карта Альфа-банка для пожертвований на храм: 5197477246126942
Читайте также:
Сергей Тимашов: Не нужно быть верующим, чтобы иметь в себе голос совести
Священник Сергей Тимашов: “Сам Христос собрал всех нас”