Были времена, когда христиане не украшали на Рождество ни елки, ни пальмы, ни кактуса, ни даже кипариса. Впрочем, церковные историки помнят и такие времена, когда такого праздника как Рождество вообще не было в христианском календаре. Хотя, это уже совсем другая история. Нас же интересует сама елка, или, как ее торжественно величают, «рождественское дерево».
Немецкие специалисты утверждают, что самая первая зеленая красавица была водружена именно у них. Сделал это святой Бонифаций в VIII веке. Древняя легенда повествует о том, как он проповедовал друидам о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкасаемым деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание этой ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!» В дальнейшем Рождество в Германии отмечалось посадкой молодых елей.
Первые елочные украшения были тоже, скорее всего, в Германии. В городе Фрейбург в 1419 г. братство пекарей украсило дерево яблоками, грушами, крашеными орехами, облатками, мишурой и разноцветной бумагой. Ель простояла до Нового года, и когда ее трясли, местная беднота могла собрать все, что с нее упало.
А через сто лет уже не один немецкий город и даже не один дом нельзя было представить без рождественского дерева, украшенного бумажными розами, конфетами в яркой фольге, яблоками и печеными сладостями. В XVII веке общественные елки на городских площадях ставили и украшали ремесленные гильдии. Обязательными стали они и в больницах и приютах для малоимущих. По окончании праздника дети могли взять с них все, что им приглянулось.
Но, конечно, особой пышностью отличались елки в княжеских домах, стремящихся переплюнуть друг друга по созданному великолепию.
Успех рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать на ней свечи. Исторические же источники говорят о том, что повсеместное украшение ели свечами распространилось только в XVIIIвеке и только в знатных домах, т.к. восковые свечи были довольно дорогими. С изобретением в 1818 г. стеарина и парафина и простые люди смогли украшать лесную красавицу свечами. До этого же на елку вешали сладости, яблоки, цветы и фигурки из цветной бумаги, позолоченные орехи, пряники и цветные сердечки.
Интересно, что в качестве вечнозеленого дерева, не смотря на все красивые средневековые легенды, немцы использовали чаще всего самшит и другие мелколиственные деревья. В начале XIX века их сменили маленькие сосны. И только после строительства в 1851 году железной дороги в Берлин стали доставлять ели и пихты.
Упоминание о рождественской ели мы можем встретить во многих произведениях немецкой литературы. Гете пишет о нем в «Страданиях юного Вертера» (1774 г.), Шиллер упоминает зеленое дерево в Веймаре (1789 г.). Гофман так описывает елку в сказке «Щелкунчик и мышиный король» (1816 г.): «Большая елка была украшена золотыми и серебряными яблоками, миндалем в сахаре и разными сладостями. Но самыми прекрасными были маленькие огоньки, которые на темных ветвях сияли как звезды». У Томаса Манна в романе «Будденброки» (1901г.) мы читаем: «Огоньки свечей, которыми была усыпана огромная, до потолка, елка, украшенная мишурой и большими белыми лилиями, с яслями Иисуса у подножья, сияли как звезды».
Что касается нашей страны, то в Россию елка тоже приходит из Германии. Ее привозят в Петербург в XIX веке. Некоторые историки утверждают, что первые украшенные зеленые красавицы появились в Петербурге на крышах и заборах питейных заведений. Они недоумевают, почему именно с них началось распространение этого сланого семейного обычая. Может быть, таким образом они завлекали посетителей, загулявших иностранцев, привыкших к рождественским украшениях в своих дальних странах?
Справедливости ради следует сказать, что впервые на Руси ель как атрибут зимних праздников появилась при Петре I. 20 декабря 1699 г., вернувшись из-за границы, царь-реформатор издал указ, которым предписал: первым днем нового года считать не 1 сентября, а 1 января; а так же в честь Нового года зажигать огни, пускать ракеты и «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но, как видим, речь здесь идет лишь о ветках. К тому же, после смерти Петра этот обычай совсем забыли.
В XIXже веке елка вновь появилась в императорской столице, и привезли ее не ловкие коммерсанты, а вполне себе добропорядочные горожане, прихожане немецкой общины прихода св. Екатерины Александрийской. Именно в их домах впервые появились украшенные яблоками и конфетами елки. И с их помощью, а так же с помощью немцев-лютеран, елка начала свое победное шествие по России.
Елочный ажиотаж начался в Петербурге на рубеже 1840-х годов. Мода на «немецкое нововведение», захватившее сначала обитателей состоятельных домов, а затем и все население столицы, подкреплялась и безумной популярностью немецкой литературы, прежде всего Гофмана, чьи «елочные тексты» (например, «Щелкунчик») были на пике популярности. Первая «публичная» елка была устроена уже в 1852 г. на Екатерингофском вокзале. А затем ель завоевала и всю Россию, став к концу XIX века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.
Что касается привычных нам елочных игрушек, то они появляются только в конце XIX века. Т.е. сами по себе елочные украшения появились в середине XVвека. Сто лет спустя немецкие стеклодувы из Лауша создали первые стеклянные игрушки. Сначала они были массивными и тяжелыми. Эти громоздкие украшения сильно уступали распространившейся тогда раскрашенной яичной скорлупе, фигуркам из цветной фольги и тонкого слоя чеканной латуни. Мало того, они еще и были очень дорогими, так что позволить их могли разве что князья и богатые городские приходы.
К началу XIXвека производство елочных игрушек вышло совершенно на другой уровень. Теперь яркие шишки, раскрывающиеся от обилия орешков и символизирующие Церковь, исполненную плодов благодати, стали делать в Богемии. Переворот в производстве игрушек произошел всего лишь по тому, что в стеклодувном производстве стали активно использовать газовые горелки, которые позволяли быстрее делать украшения и придавать самые различные формы. Примерно в это же время появляются бенгальские огни и первые электрические гирлянды. В 1910 г. появляется канитель, которую делают из оловянной фольги, а в 20-е годы широкое распространение получает искусственный снег.
В нашей стране елка просуществовала до 1927 году. Почему большая часть населения отнеслась к этому спокойно? В первую очередь, потому что велась активная антирелигиозная пропаганда и внушение детям, что зимние праздники чисто буржуазная глупость. В одном из педагогических изданий тех лет приводится рассказ учительницы о том, как она со своими третьеклассниками перед Новым Годом нарядила в школе елку, повесив на нее игрушки, экспроприированные у зажиточных семейств. Дети трудились несколько дней, развешивая украшения и расставляя свечи. Праздник прошел великолепно. Самое неожиданное случилось в конце. Дети набросились на прекрасное дерево и в считанные минуты разгромили его, перебив и переломав почти все игрушки. На изумленный вопрос учительницы они ответили, что это все буржуазное, классов чуждое и должно быть уничтожено.
Тем не менее, в 1936 году в газете «Правда» появилась небольшая статья Павла Постышева, призывающего вернуть советским детям елку. Так зеленая красавица вновь вернулась в обиход. Первая государственная елка была поставлена в Колонном зале уже через год. Теперь она была увешана советской символикой с серпами и молотами. Впрочем, в этом смысле Советы не были первыми. Во времена кайзеровской Германии на верхушку ели стали водружать пики, которые символизировали отнюдь не зимние сосульки, а военные каски тех времен.
Советская власть заменила шестиконечную звезду на пятиконечную. Интересно, что она была не только красной, но и серебряной. А после Второй Мировой войны появились золотые звезды, похожие на звезды героя. Это была елка-победительница.
Каждая эпоха приносила свои игрушки. В хрущевские времена на елочных ветвях появились задорные космонавты, ракеты и, конечно, кукуруза. Брежневские времена принесли запорошенные снегом избушки, пластиковых зайчиков и дедов морозов. В конце 70-х в больших городах появились игрушки из ГДР. На них красовались не только снежинки, но и золотые шестиконечные звезды. Да и привычная советская пика теперь была украшена колокольчиками, а по центру шара-основания пики красовалась все та же странная звезда. Конечно, возвращение старых дореволюционных традиций елочных игрушек начались с 90-х и в наши дни легко можно найти Святое Семейство, волхвов и овечек, которые можно поставить на елку ил повесить на зеленые ветки.
Теперь обратимся к толкованию смысла рождественской елки. Одни говорят, что елка – символ райского древа жизни, доступа к которому из-за своего непослушания некогда лишились Адам и Ева, но родившийся в иудейском городке Спаситель вновь открыл для каждого верующего двери вечной жизни, благодаря древу голгофского креста. Другие считают, что традиция устанавливать елки перед Рождеством основывается на одном из мессианских текстов Ветхого Завета: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11,1).
Народные благочестивые легенды предлагают свои версии. Говорят о том, что невесть откуда взявшаяся в Палестине елочка закрыла от северных ветров вход в пещеру, где родился Спаситель. Другая рассказывает историю о ели, оливе и пальме. Олива принесла в подарок Младенцу Христу золотые плоды. Пальма предложила свои листья как защиту от зноя и непогоды. Только елочка не знала, что подарить. Тогда она заплакала слезами прозрачной смолы. И вдруг свершилось чудо. С неба посыпались звезды и стали прилипать на просмоленные ветви. И маленькая скромная елочка стала сверкать и переливаться тысячами огней. С тех пор, повествует легенда, люди в Рождество украшают елки и зажигают на них яркие свечи.
Свой смысл имеет и крестовина, на которую ставят елку. Она напоминает о Страстях Христовых, из которых произрастает Древо Вечной Жизни. Интересно, что в советское время, когда был запрет на все, связанное с религией, власти позаботились о том, чтобы убрать всю возможную символику с новогодней елки, а вот про крестовину как-то не вспомнили. Впрочем, в 70-е годы и этот пробел был восполнен советской промышленностью и для елок появились специальные пластиковые кашпо, снабженные привычными пятиконечными звездами.
Но все-таки то место, где непременно должна быть звезда, это – верхушка елки. По давней традиции ее укрепляют в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам с Востока путь к яслям Богомладенца. Разноцветные елочные шары, связные с традицией украшения сухих веток фруктами, поучительно показывающей, что мы не можем приносить плода сами по себе, но лишь прибывая во Христе. Притаившиеся среди зеленых лап фигурки поющих ангелов, пастухов и овечек, напоминают нам о событиях святой ночи, произошедших недалеко от Вифлеема. На них же намекают висящие на ветвях колокольчики, подобные тем, которые одевают на своих подопечных пастухи. Так же не случайно украшается елка горящими свечами или фонариками, их прообразами являются огни костров и звезды, светившие для вифлеемских пастырей в ту поистине великую ночь. В то же время свечи являются символом Христа как Света миру. Бусы, гирлянды и цепи напоминают о святости и страдании. Флажки символизируют борьбу за веру. Это своеобразные маленькие хоругви, развешанные среди лап Древа Жизни. Нередко появляющиеся на елки птички напоминают в первую очередь о голубе, символизирующем Благовещение.
В заключение стоит сказать и несколько слов о песенках про елочку, сопровождающих зимние праздники в нашей стране. В первую очередь стоит вспомнить замечательные стихи Раисы Кудашевой «В лесу родилась елочка» и Зинаиды Александровой «Маленькой елочке холодно зимой». Раиса Адамовна Кудашева опубликовала свое стихотворение в 1903 г. Легенда говорит о том, что изначально оно было написано для рождественского праздника, который устраивался в гимназии, где работала поэтесса. В 1905 г. появилась мелодия. Ее сочинил Леонид Карлович Бекман. Простая мелодия появилась в трудное время забастовок в Москве: не ходили трамваи, не работал водопровод, строились баррикады. Бекман сочинил мелодию в подарок на день рождения своей старшей дочери, ноты записала его жена. Леонид Карлович, ученый-агроном, выпускник Сельскохозяйственной академии (Тимерязьевской), не знал музыкальной грамоты. В процессе написания песенки было потеряно несколько первых строк, но произведение от этого только выиграло.
Что же касается «Маленькой елочке холодно зимой», это – произведение уже советского периода. Его написала дочь петербургских учителей Зинаида Александрова. После смерти родителей она попала в детский дом, потом работал на прядильной фабрике. Путь в большую литературу ей открыли коллеги по работе, отправившие ее произведение в журнал «Работница». Через несколько лет Александрова выпустила несколько сборников «взрослых» стихов, а в тридцатые годы поэтесса обратилась к детским произведениям. Так появилось и стихотворение «Маленькой елочке…» Музыку к нему написал именитый композитор и фольклорист Михаил Иванович Красев, большую часть своего творчества посвятивший детям.
Анна Гольдина
[…] и в христианском Рождестве — как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, продолжающуюся и с […]