Очередная публикация из цикла “Приходы: прошлое и настоящее” посвящена истории Католической Церкви на Сахалине, крупнейшем острове России с непростой историей, объясняющей многонациональный состав местной Церкви. Историей католической общины Сахалина – от основания первого на острове прихода до наших дней – делится Татьяна Шапошникова.
При основании первого римско-католического прихода Приамурского края в 1866 г., в него вошла территория всего Дальнего Востока, включая и островные территории. Таким образом остров Сахалин стал в ведении Курата Римско-католической Церкви Приамурского края о. Казимира Радзишевского.
Спустя три года, 18 апреля 1869 года, российский император Александр II утвердил положение об устройстве каторжных работ, которым Сахалин официально определялся местом каторги и ссылки. Среди сосланных на остров большой процент составляли выходцы западных губерний России, исповедовавшие католицизм. Однако ввиду оторванности от материковых районов и труднодоступности, особенно в зимнее время, о. Радзишевский посещал Сахалин и находящихся там католиков не чаще одного раза в год.
Приглашения на такую поездку поступали от Приамурского губернатора Н.И. Гродекова, который также адресовал своё послание губернатору Приморской области П.Ф. Унтербергеру: «Вследствие ходатайства и. д. начальника Сахалина, имею честь просить Ваше Превосходительство о командировании на о. Сахалин священника Радзишевского для исполнения духовных треб между ссыльными римско-католического вероисповедания, удовлетворив его вместе с тем путевыми пособиями из имеющегося в Вашем ведении на этот предмет кредита». Помимо трудного пути на остров священника ждало в посту Александровском другое тяжёлое испытание – поиск места для проведения Месс и других таинств. Возникла острая необходимость строительства сахалинского молитвенного дома для католиков.
7 марта 1889 г. Курат Радзишевский обратился к начальнику острова Генерал-майору В. О. Кононовичу с докладной запиской следующего содержания: «Прибыв в настоящем году на северный Сахалин для совершения треб, я был вынужден совершать таковые в очищенной «на скорую руку» для этой цели казарме, занимаемой арестантами. Помещение это, крайне неудобно и мало, между тем количество прихожан-католиков с каждым годом растёт, и лишь в Александровском округе достигает ныне около 500 человек. В связи с этим трудности нахождения соответствующего помещения для службы повторяются ежегодно уже несколько лет, и я считаю своей обязанностью обратиться к Вашему Превосходительству с ходатайством о разрешении сооружения в посту Александровском Молитвенного дома. Такое здание будет сроиться большей частью на доброхотные средства прихожан, изъявивших уже готовность жертвовать материалы, если только последует разрешение Администрации. Кроме сего, считаю не лишним указать Вашему Превосходительству на то обстоятельство, что количество католиков на Сахалине уже достигло 1000 человек и что было бы весьма полезным ввиду нравственного влияния, если бы Ваше Превосходительство признали возможным ходатайствовать о назначении на о. Сахалин отдельного р.-к. священника с постоянным местом пребывания в посту Александровском, главном месте ссылки. Могу лишь добавить, что вышеназванное количество католиков само собой уже составляет приход и имеет законное основание иметь отдельного священника».
Рассмотрев предложение о. Радзишевского, начальник острова изложил в письме своё мнение по этому вопросу Генерал-губернатору Приамурского края: «В настоящее время на острове находится 750 человек, из которых 260 мужчин и 84 женщины в Александровском округе, 164 мужчины и 37 женщин в Тымовском округе и остальные 178 мужчин и 27 женщин в Корсаковском округе». Православный попечитель о. Сахалина епископ Камчатский Гурий 10 января 1890 г. на запрос Приамурского Генерал-губернатора ответил, что «не имеет ничего против постройки римско-католического Молитвенного дома на о. Сахалин в посту Александровском для отправления в оном церковно-духовных треб».
Сразу же после получения положительного решения на Сахалине был объявлен сбор пожертвований на строительство хотя бы скромной небольшой часовни в посту Александровском. Но богатых или достаточно обеспеченных католиков здесь находились единицы, и построить на собранные средства храм было невозможно. В этой ситуации на помощь пришёл близкий русскому двору князь Иван Любомирский. Князь выделил необходимую сумму, её дополнили пожертвования местной сахалинской интеллигенции, и очень скромный молитвенный дом был возведён в 1896 г. в посту Александровском. Освящён 14 сентября 1897 г. вновь назначенным Куратом Р-К Церкви Приамурского края о. Адамом Шпигановичем.
В 1905 г. после исхода Русско-японской войны, Россия потеряла южную часть Сахалина, и государственная граница разделила Сахалин на русскую и японскую. Южная часть острова стала называться Губернаторством Карафуто и ее взяла под свою опеку епархия Хакодате, расположенная на близлежащем острове Хоккайдо. С 1907 г. Карафуто стали регулярно посещать французские и немецкие миссионеры. Северная часть осталась за Россией вместе с католическим костёлом в п. Александровском.
В 1909 г. состоялась визитация католических приходов азиатской части Российской империи, включая и Сахалин, епископом Могилёвской Архиепархии Яном Цепляком. Во время визита на северный Сахалин епископ был поражён обстановкой, в которой существовали сотни арестантов–католиков. Они просили епископа прикомандировать к ним постоянного священника, поскольку пастырские приезды у них случаются один раз в году. Из всей свиты священников, сопровождавших поездку епископа, только о. Владислав Миржвинский дал согласие проработать на острове один год. Назначение подписал Митрополит Александр Ключинский: «Состоящий ранее при кладбищенском костёле Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге ксёндз Миржвинский назначен капелланом для католиков, проживающих на Сахалине, Николаевске-на-Амуре и побережье Татарского пролива до пристани Ольга».
В 1910 г. южный Сахалин был окончательно отделён от Могилевской архиепархии и присоединён к францисканской миссии епархии Хакодате. В начале 1911 г. на Сахалин приехал францисканский священник о. Агнелиус Коваж. Отцу доверили заботу о 400 католиках – ссыльных поляках и семьях-колонистов. Святую Мессу он служил в хорошо содержащемся Александровском костёле, где верующие молились, пели, были министранты и сохранились даже колокола. Но чем дальше на север заезжал священник, тем всё явственнее наблюдал картину полного угасания веры. Через год о. Агнелиус приобрёл в Тоёхара (г. Южно-Сахалинск) на главной улице Оодори дом с прилегающей территорией (напротив современного почтамта). Дом подновили, расширили жилую площадь и устроили в нём небольшую часовню. Благодаря миссионерской деятельности о. Коваджа количество католиков в Тоёхара росло. Это были уже не только поляки, а в большинстве прибывающие японцы. В помощь отцу приехали священники францисканцы о. Мартин Плотник и о. Давид Мибак.
В 1915 г. южный Сахалин вышел из подчинения епархии Хакодате и вошёл во вновь образованную епархию Саппоро. Обслуживали епархию немецкие миссионеры-францисканцы, возглавил её Апостольский префект Вацлав Кинольд. В 1921 г. глава епархии получил письмо из канцелярии Папы Бенедикта XV, в котором поручалось проявить заботу и о католиках, проживающих на севере Сахалина. Отец Ковадж несколько раз приезжал к католикам Александровска и служил Мессы в костёле, однако вскоре приезд священника на территорию российской части северного Сахалина стал невозможен. В 1923 г. северная часть острова вместе с Амурской областью, Хабаровским и Приморским краями после образования Владивостокской епархии, формально стала относиться к ней.
В конце 20-х годов о. Ковадж в Харбине встретился с польскими священниками о. Паулином Вилчинским и Герардом Пиотровским, предложив им пастырские визиты на Сахалин к проживающим там землякам. Глава епархии Вацлав Кинольд одобрил желание польских миссионеров работать на южном Сахалине. Первая пастырская поездка состоялась в составе священников ордена бернардинцев – Герарда Пиотровского, Паулина Вилчинского, Петра Вилк-Витославского и брата Захариуша Банася. В начале 1930 г. ещё несколько священников бернардинцев из Польши выразили желание служить на Сахалине – о. Агнелиус Муха, о. Владислав Пшибеш, о. Максимилиан Ганф, о. Пиус Левандовский, о. Базилий Алекса.
Стараниями священников были построены новые костёлы в Оодомара (Корсаков) и Маока (Холмск). Все три костёла на японском Сахалине были построены на пожертвования, поступавшие из разных стран, прежде всего из Польши и Японии. Польские священники, служа на Сахалине, испытывали большие трудности в общении с местным населением. Отцам приходилось не только говорить, читать, писать, но и думать по-японски – они исполняли религиозные обряды, читали проповеди и готовили японцев к крещению. Кроме того, миссионеры организовывали воскресные школы для польских и японских детей, заботились о польских семьях, опекали несколько детских приютов. О своей миссионерской деятельности на Сахалине о. Ковадж написал книгу, в которой сохранились снимки костёлов и прихожан (Sachalin: die Insel der Eisamen. Kowarz, Agnellus: Verlag: Breslau, Antonius-Verlag, 1929).
В 1932 г. состоялась апостольская визитация епископом Кинольдом католических приходов южного Сахалина, в которых служили немцы-францисканцы и поляки-бернардинцы. В ходе этого визита была совершена торжественная передача миссии от немецких отцов к польским. Число верующих-католиков в это время в губернаторстве превысило 400 человек и в том же году волей Папы Пия XI католическая церковь южного Сахалина отделилась от епархии Саппоро и стала отдельной Миссией на Карафуто под кураторством Герарда Пиотровского. Его администраторский талант содействовал тому, что специальным декретом 20 мая 1938 г. католическая Миссия на Карафуто была повышена до ранга Апостольской Префектуры с епископом о. Феликсом Херманом.
В Тоёхара, столице губернаторства, весной 1938 г. началось строительство новой церкви. Старая часовня и дом, где размещалась миссия, совсем обветшали, да и многократно выросшая община католиков не помещалась в старой церкви. Под будущий храм отвели площадку рядом со старым костёлом. Строительство велось за счет средств, поступивших от верующих Польши, южного Сахалина и католической миссии Японии. Новый костёл был построен к концу года. При костёле работала школа, где обучались дети католиков, помимо неё они посещали основную школу – японскую. На Пасху, Рождество и по воскресеньям польские семьи съезжались из близлежащих посёлков для посещения костёла. Воспоминания о служения на южном Сахалине оставил священник Густав Стысяк в рукописи «Мои воспоминания о миссионерской деятельности на Сахалине». Она хранится в библиотеке архива Бернардинского монастыря в Кракове.
В начале 30-х годов путешественник Александр Янта-Полчинский посетил колонию поляков, написав впоследствии книгу «Земля круглая» (Варшава, 1936 г.). Так он описывает Католическую Миссию в Тоёхара: «Деревянное строение, напоминающее барак, раскинуло серые невысокие стены вдоль улицы и присело под мантией снега. Сбоку над ним высится железная труба, а над входом на верху крыши стоит простой крест. Рядом с ним такой же деревянный, скорее барак, нежели дом – резиденция миссии. В Миссии находился брат Захариуш, а настоятель костёла о. Пиотровский уехал по делам. Брат рассказал о том, что польские семьи разбросаны по всему Южному Сахалину, что живут они неплохо, имея собственные хозяйства и занимаясь выпечкой и продажей хлеба. Присутствовал я и на ранней Мессе в костёле Тоёхары. Снимаю шубу и сапоги в сенцах и в одних носках переступаю порог комнаты, служащей верующим в качестве храмовой. На разостланных на полу чистых матах стоят на коленях верующие, в своём большинстве японцы. Многие из них одеты в кимоно, но есть и в «цивильном» платье. На двух лавочках вдоль стен уселись немногочисленные сивые и бородатые отцы семейств, польских и русских. Среди чёрных, как уголь, головок японских детей, замечаю несколько светлых и соломенного цвета – это польские дети. Они сидят, как и японские, на полу, поджав под себя ноги. Они настолько сживаются со всем японским, что говорят, пишут и читают только по-японски. Рядом со мной какая-то женщина, покрытая платком, совсем как у нас, в польской деревне. Отец Пиотровский во время Мессы читает на японском Евангелие, а потом произносит на том же языке проповедь. После окончания Мессы он скажет несколько слов и полякам по-польски».
Наиболее известные семьи сахалинских поляков – Лехи, Мрачковские (северный Сахалин), Любовицкие, Козловские, Ржевусские, Чеханские, Борковские (южный Сахалин).
В декабре 1941 г. Япония вступила во Вторую мировую войну. Последние два года у сахалинских священников прервалась связь с Польшей и не было никаких надежд на приезд новых пастырей. Карафуто покинули о. Пиус Левандовский, о. Рафал Круковский и о. Густав Стысяк. Сахалинская миссия лишилась статуса Апостольской Префектуры и стала подчиняться японскому епископу в Саппоро. Контроль над миссией стал осуществлять японский священник с Хоккайдо о. Чикохида Нагасаки. На протяжении почти 4-х лет со времени вступления Японии в войну Карафуто оставался оазисом спокойствия. Однако уже в августе 1945 г. во всех районах Карафуто было объявлено военное положение. В это время на территории южного Сахалина находились 4 католических костёла – в Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове и в с. Киминай. Католические священники – бр. Захариуш Банась, о. Феликс Херман, о. Нагасаки Чикохида оставались на острове.
Верующие по национальности были преимущественно японцы, лишь незначительное количество корейцев и поляков. Боевые действия не причинили костёлам большого ущерба, а после занятия острова советские власти даже издали указ о свободном вероисповедании. Тем не менее, с началом репатриации японского населения появилась опасность изъятия религиозных зданий. Священники как могли отстаивали костёлы, убеждая власти, что они нужны верующим японцам и полякам. Однако уже вскоре после отъезда японского населения, положение резко изменилось – всех прихожан, посещавших костёл, занесли в особый список и запретили крестить детей. Если в 1945 г. верующих католиков на всём Сахалине было 800 чел., то в 1947 г. осталось 325.
Советский Сахалин
В первые годы советизации северного Сахалина власти с подозрительностью и враждебностью относились к церкви и верующим. А с середины 20-х годов против религии была развернута настоящая борьба. В 1925 г. Сахалинский революционный комитет наметил план борьбы против религии, объявив все религиозные здания государственными и начав национализировать церковное имущество. В это время на севере острова насчитывалось около 350 католиков. Местные поляки-католики во главе с Владиславом Чекотовским в ответ организовали группу по возвращению костела в п. Александровском. Усилия верующих достигли цели и Ревком новым постановлением вернул католикам церковь вместе с инвентарём, но священникам из Японии и Владивостока было запрещено приезжать. В 1930 г. жители посёлка настоятельно потребовали у власти опять изъять здания православной церкви и костела и передать их под устройство культурных мест. Постановлением от 22 апреля 1930 г., Сахалинский Окрисполком принял решение переоборудовать здание костела под кинотеатр «Маяк». В 60-е годы там была детская спортивная школа, а в 70-е годы из-за ветхости здание снесли.
После возвращения южного Сахалина России большинство сахалинских поляков, получив национальные паспорта выехали на историческую родину. Выехал в Японию глава миссии о. Нагасаки Чикохида, забрав церковные списки и метрические книга костёлов южного Сахалина. Оставшиеся польские священники продолжали служить уже для русских граждан, причём Мессы служились по-прежнему и на японском языке, и на русском. В отчете Совета по делам религиозных культов по Сахалинской области за 1947 г. сообщалось: «Прекратили деятельность католические костёлы в с. Киминай и г. Холмске в связи с выездом всех верующих, в Южно-Сахалинске 8 семей католиков, в Корсакове – 2 семьи. Наряду с этим оба костёла посещают значительное число русского населения из числа верующих христиан; в Корсакове до 40 человек, в Южно-Сахалинске до 65 человек. В костёле Южно-Сахалинска образовалась община верующих христиан, которая возбудила вопрос перед горисполкомом о передачи им в пользование помещения костёла после выезда священников в Польшу и до приезда русского священника».
Этот отчет был одним из последних. Наступало время закрытия церквей и запрета на острове всех исповеданий. Судьба костёлов была определена в 1948 г. решением областного Совета депутатов трудящихся. Костёл в Южно-Сахалинске передали для размещения в нём областной библиотеки, в Корсакове под родильный дом. Всё культовое имущество принято по актам и передано на хранение краеведческому музею, а часть из него отошло в собственность областной библиотеки. На 4-х листах был составлен перечень принимаемого на хранение: культовая посуда, кресты, иконы, медные подсвечники, алтарные лампы, книги и прочее. Однако на сегодняшний день по документам учёта в фондах музея не числятся предметы, поступившие из сахалинских костёлов. На второй день после подписания актов польские священники покинули Сахалин.
Люди и судьбы: Син Пётр
Эта история жизни сахалинского корейца Син Петра, но таких историй, на Сахалине много.
Я родился в 1932 г. в Южной Корее. Пошёл в школу и проучился до 3 класса. В 1941 г. по тотальной мобилизации корейского населения нашу семью перевезли из Кореи на юг Сахалина в Карафуто.
Насильственная мобилизация проводилась японцами по бесчеловечным законам и средневековым понятиям. Бесчеловечные были условия, куда привозили мобилизованных. Нашей семье повезло. При японцах я смог учиться в японской школе, а после 1945 г. уже в корейской.
Когда Сахалин был во власти у Японии, были три католические церкви – в городах Южно-Сахалинске, Корсакове и Холмске. Старшим священником тогда был японец о. Нагасаки. Я со старшей сестрой Терезой учился в Холмской церкви. Мой отец Син Тон Аки после крещения в холмской церкви взял имя Ёхан. Нас с сестрой учила церковная настоятельница японка Худихара (Марта Элизабет). Отец Густав крестил нас с сестрой в 1943 г. Мне дали имя Пётр, а сестре Тереза.
В 1945 г. советская армия освободила юг Сахалина и через два года о. Нагасаки передал всё церковное имущество церкви в г. Холмске православной церкви. Все верующие японцы и поляки уехали, а корейцы остались. Вскоре церковь была разрушена. Спустя много лет, мы с о. Ярославом поехали в Холмск, чтобы найти остатки церкви. И только по обломкам и красной трубе я смог что-то узнать. Так Сахалин остался без церквей. Мы с сестрой тайно молились по японскому молитвеннику. C 1949 г. я работал на разных работах, чтобы кормить и содержать семью. В 1954 г. женился на Марте, у нас трое сыновей и одна дочь.
В 1987 г. стали приезжать японцы на Сахалин. Моему молитвеннику было 50 лет, он стал совсем ветхий и склеились страницы. Я попросил у них прислать новый, и японский кардинал прислал письмо, а в нём был новый молитвенник и Библия. Так началась моя переписка с кардиналом. В 1995 г. кардинал позвонил и пригласил нас с женой Мартой приехать в Японию. В этой поездке я встретил свою учительницу Хадихари. А в 2002 г. я приехал в Японию на встречу со своими японскими одноклассниками по Сахалину. Но печально было то, что моя учительница уже умерла. Ей было 93 года.
С 1988 г. появились торговые, а потом дипломатические отношения между Россией и Южной Кореей. В 1992 г. из Кореи на Сахалин приехал о. Иаков и о. Альфонс. В 1993 г. о. Иаков крестил мою жену Марту. Приехавшие священники начали строить небольшую католическую церковь в Южно-Сахалинске. После корейских священников на Сахалин приехали о. Бенедикт из Америки и о. Ярослав из Польши. Отец Бенедикт начал строить новую католическую церковь, которая и по сей день находится в Южно-Сахалинске. Он часто приезжал ко мне в гости и проводил Мессу. Когда о. Бенедикт заболел, он уехал в Америку и там вскоре умер. Остался о. Ярослав. Мои внуки подросли и приняли крещение. В 2000 г. о. Ярослав и четверо прихожан, из них двое моих внуков, ездили в Италию на Международную встречу с Папой Иоанном Павлом II. Мы с женой Мартой молились за паломников.
После 2000 г. мы с женой и ещё 1000 корейцев уехали в Корею на жительство по программе Красного Креста. Там я ходил в католическую церковь и встречался с о. Иаковом. Прожили мы в Корее больше 10 лет и в 2014 г. вернулись на Сахалин к детям и внукам. Возраст такой, что хочется умирать рядом с детьми. Стали жить в г. Углегорске.
В 2015 г. на Пасху мы с женой Мартой специально поехали в Южно-Сахалинск на исповедь. От нас до Южно-Сахалинска 300 км, поэтому мы не можем посещать каждую Мессу. Но обязательно каждое утро и каждый вечер мы с женой молимся и читаем Розарий.
Письмо, полученное из Углегорска от Петра Син 22.12.2016 г.
«С праздником, с Рождеством Христовым! Мне уже 85 лет, а жене Марте 81 год. Я очень плохо хожу, хожу только по квартире, на улицу не выхожу. И ещё очень плохо видят глаза и дрожат руки. В церковь в Южно-Сахалинск на исповедь уже приезжать не можем. Далеко. Поэтому в церковь на Мессы не ходим. Молимся дома. В этом году в июле месяце в Углегорск приезжал о. Томаш и монахиня. У нас дома провел мессу и исповедовал. Он уехал, а монахиня осталась и несколько раз в неделю кормила стариков. Как трудно жить без церкви, без Мессы. Священник может приезжать только один раз в год, а весь год мы сами молимся. Мы молимся за детей, внуков и за всех верующих. А особенно за стариков и больных, которым очень нужна молитва».
Зимой 2020 г. от Петра Син пришла короткая строчка: «Молюсь Богу за ваше здоровье», а 27 марта он умер. Вот такой путь длинною в жизнь прошел сахалинский кореец с христианской верой в сердце.
Современные приходы Сахалина
Большинство японцев-католиков Сахалина проживают сейчас на Хоккайдо. В 1994 г. ещё были живы о. Нагасаки Чикохида и служившая при костёле в Южно-Сахалинске Фудзихара Сигэе. Живут в Польше прихожане сахалинских костёлов, правда многие из них ушли в мир иной, также, как и священники.
В конце 1980-х годов Апостольский Администратор Карафуто и епископ Саппоро Его Преосвященство Питер Тошио Джинучи получил несколько писем от корейских католиков Сахалина с просьбой провести для них Мессу. Но для японцев сделать такой визит было трудно. В начале 1990-х годов на Сахалин приехали для постоянной работы католические священники из Южной Кореи – о. Иаков (1992 г.), о. Альфонс (1993 г.), о. Лоуренс (1997 г.). В 1993 г. в Южно-Сахалинске состоялось учредительное собрание по созданию Римско-католического религиозного объединения Св. Иакова, настоятелем прихода назначен о. Иаков (Ким Ё Хо). На окраине Южно-Сахалинска в Линейном переулке, 13 был построен дом для священников, в котором освящена часовня. Большая часть прихожан были корейцы, но приходили и поляки. В 1994 г. приход посетил Его Преосвященство епископ Питер Тошио Джинучи. По результатам визитации епископ написал письмо Апостольскому Администратору Сибири Иосифу Верту: «По трактовке Святого Престола формально я Апостольский Администратор Карафуто (Южный Сахалин), но в действительности что я могу сделать, как могу на практике претворить свою должность в жизнь. Я плохо понимаю русский язык, не знаю местных обычаев и прав людей, живущих на Сахалине. В сложившейся ситуации самое разумное – просить Вас, епископ Верт, преподать им таинство Конфирмации и облечь Вас полными полномочиями для Вашей миссионерской работы на Сахалине в будущем. За последний год было крещено 33 человека, они внесены в метрические книги, которые находятся в Японии. Но лучше будет обсудить наши планы на будущее лично друг с другом. Надеюсь на скорую встречу с Вами».
В 1995 г. на Сахалине состоялась встреча трёх епископов – из Кореи, из Японии и из России, на которой Россию представлял Его Преосвященство Иосиф Верт. Каждый из них брал на себя заботу над приходом.
В 1997 г. опеку над католиками Сахалина приняли священники конгрегации Maryknoll Fathers (США), настоятелем назначен о. Бенедикт Звебер, викарным священником о. Ярослав Вишневский (Польша). В 1999 г. приход посетил Апостольский Администратор Восточной Сибири Его Преосвященство Ежи Мазур. Через год в приходе зарегистрирована благотворительная организация «Каритас», директор И Сек Хи. Отец Звебер начал строительство новой церкви и поиск средств на возрождение приходов в Холмске, Корсакове, Александровске. Кроме того, Анива и Углегорск, как центры проживания украинской и корейской диаспор, позволяли смотреть с надеждой на появление там приходов.
В начале 2001 г. епископ Ежи Мазур освятил краеугольный камень нового храма в Южно-Сахалинске на проспекте Победы, а уже 19 августа 2001 г. состоялось его освящение. Храм Успения Божьей Матери стал первым храмом, освященным в третьем тысячелетии. Он должен стать памятником, пережившим каторгу и ссылку на Сахалине, принудительно оказавшимся здесь в годы правления Японии и всем, кто пострадал за веру в советский период. Церковь имеет традиционные готические очертания, сильно выделяясь среди окружающих её строений не только формой, но и цветовой гаммой. Горожане называют её «розовой церковью». К сожалению, о. Бенедикт не дожил до того дня, когда открылись приходы в Корсакове, Холмске и Аниве. На смену ему пришли служить отцы Фернанд Госселин и Лоренц Джонг (конгрегация Maryknoll Fathers).
В 2002 г. на Сахалин приехали Сестры Милосердия Общества Матери Терезы. 4 сестры из Индии, Кореи, Японии и Польши по гуманитарной программе стали заниматься с малообеспеченными семьями и бездомными. Сестры не только раздавали одежду для взрослых и детей, но и собирали продовольственные наборы. Для бездомных было организовано несколько раз в неделю горячее питание. Прихожане и горожане стали собираться у сестер не только для общения, но и для участия в духовных и библейских встречах.
В 2003 г. была образована Южно-Сахалинска Префектура, курируемая Апостольским Администратором епископом Кириллом Климовичем. В неё вошли приходы Успения Божией Матери и Св. Иакова в Южно-Сахалинске и молитвенные группы в городах Корсакове, Холмске, Аниве. В 2005 г. в Южно-Сахалинске закрылся приход Успения Божьей Матери из-за небольшого числа верующих. Вернулись в Америку отцы Фернанд и Лоренц из конгрегации Maryknoll Fathers, а им на смену временно назначен приезжающий из Владивостока епархиальный священник о. Себастиан Д’Силва (Индия).
В 2009 г. на Сахалин приехал о. Томаш Рафаляк (Польша) и задержался почти на 10 лет. Вот что он говорит о своём служении: «Конечно, служить на Сахалине пастырем непросто. Если в католических странах храм – это центр культуры, в котором бурлит жизнь, очень много прихожан, в том числе и молодежи, то на острове гораздо все спокойней. Прихожан немного. Быть может, сказывается суровый островной климат и то, что несколько поколений островитян выросли в атмосфере безбожия. Островной мир по-своему интересен. Он заставляет многое переосмыслить в жизни. Потребность в служении Богу и церкви не зависит от количества прихожан. В Польше с ее старинной духовной культурой вокруг священника всегда много людей. А здесь нет. Священники в Европе занимаются в основном духовной жизнью, а здесь я вынужден был много времени уделять решению материальных вопросов, вплоть до того, что сам чистил снег и занимался обслуживанием сантехники».
В 2018 г. в приходе Святого Иакова сменился настоятель. На место о. Томаша прибыл епархиальный священник и монах конгрегации вербистов – Общества Слова Божья о. Роберт Балек. Отец Роберт родился и учился в Словакии в Университете Братиславы (по специальности математика и информатика) и в Университете И.А. Коменского на богословском факультете. «Россия на протяжении многих лет стала для меня родной – люди, природа – особенно на Сахалине всё очень похоже на Словакию. Моё служение на Сахалине – думаю, это Божья воля, поскольку не я этого хотел, а Бог, который меня привел на Сахалин очень необычным способом. Служить на Сахалине просто и сложно. Просто, потому что люди здесь сердечные, дружелюбные и бескорыстно помогают, когда видят любую нужду храма. И сложно потому, что здесь, особенно в советское время, несколько поколений людей не были приобщены к духовной жизни и к познанию Бога. Помогать им познать Бога и верить Ему надо сейчас с нуля – как учить детей ходить и разговаривать. Но главное, что я понял – любящий и милосердный Бог – везде, и везде находятся люди, которые ищут Его и дорогу к Нему. Очень рад, что такими являются и прихожане на Сахалине».
Так исторически сложилось, что католический приход Южно-Сахалинска нельзя привязать к какой-либо определенной национальности – он многонационален. Здесь есть русские и потомки некогда живущих здесь поляков, белорусов, корейцев и японцев. На Мессы собираются от 30 до 50 человек, есть англоговорящие. Бывает, приезжают из близлежащих городов и поселков, потому как закрылись приходы в Аниве, Корсакове и Холмске. Нет верующих. Причина тому – активные, как нигде в другом месте, миграционные процессы. Как было когда-то, так и по сей день никакие северные надбавки, нефть и иностранные компании не могут перекрыть то, что остров оторван от материка, что здесь дорого, холодно и сурово. Уезжают прихожане часто всей семьей в теплые регионы России, такие как Сочи или Краснодар, или за работой и лучшей жизнью в Москву, Санкт-Петербург или Калининград.
Но приход продолжает свою духовную миссию. Сегодня это дружная многонациональная семья, объединенная верой и милосердием. Здесь особое внимание уделяется детям и молодёжи, поскольку это будущее прихода. Не оставляют в стороне и пожилых. После Мессы проходят совместные чаепития. Это так важно, когда есть не только литургическое общение, но и простое человеческое.
Отец Роберт проводит катехетические курсы с готовящимися к крещению и со всеми желающими узнать больше о католическом вероучении и основах христианской религии. Успешно работает чат с проповедями отца в WhatsApp и Telegram. Так о. Роберт поддерживает связь со всеми своими прихожанами, живущими сейчас в других регионах России. В стенах церкви уже много лет проходят ежедневные собрания групп «Анонимных Алкоголиков», поскольку эта проблема остается одной из самых насущных и тревожных на Сахалине.
Особое место в жизни прихода стала занимать духовная органная музыка. Орган церкви Успения Божией Матери является гордостью не только прихода, но и города. Практически невозможно построить и cодержать в хорошем состоянии настоящий духовой инструмент в условиях сурового сахалинского климата. Специалисты из московской филармонии под руководством заслуженного артиста России профессора Александра Фисейского построили в Москве «орган будущего» – орган, в котором с помощью новых технологий встроены лучшие органы мира. Такой же орган построили и в католической церкви на Сахалине. В нём звучат исторические органы из соборов Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, Англии, Америки и других стран. Таким образом жители Сахалина имеют возможность соприкоснуться со звучанием лучших органов мира, для которых писали свою музыку Бах, Мендельсон, Лист, Франк, Вьерн и другие композиторы. За популяризацию духовной музыки среди населения, за укрепление межконфессиональных отношений и активную просветительскую деятельность по формированию духовно-нравственных ценностей на Сахалине о. Роберт получил Благодарственное письмо от Губернатора Сахалинской области.
Список священников, служивших на Сахалине
Северный Сахалин (Могилевская архиепархия):
о. Казимир Радзишевский 1869-1897 гг.
о. Адам Шпиганович 1897-1901 гг.
о. Пётр Бульвич 1901-1907 гг.
о. Владислав Миржвинский 1909-1910 гг.
о. Агнелиус Коваж 1911-1921 гг. Францисканская миссия епархия Хакодате (Япония)
Южный Сахалин:
о. Владислав Миржвинский 1909-1910 гг. Могилёвская архиепархия
о. Агнелиус Коваж 1911г. – конец 1920-х годов. Францисканская миссия епархии Хакодате (Япония)
о. Мартин Плотник, о. Давид Мибак 1911 г. Францисканская миссия епархии Хакодате (Япония).
о. Герард Пиотровский, о. Паулин Вилчинский, о. Петр Вилк-Витославский, бр. Захариуш Банась, о. Агнелиус Муха, о. Владислав Пшибеш, о. Максимилиан Ганф, о. Пиус Левандовский, о. Базилий Алекса. Конец 1920-начало1930-х годов. Орден Бернардинцев из Польши, епархия Саппоро (Япония)
о. Густав Стысяк 1939-1942 гг. Орден Бернардинцев. Апостольская Префектура Карафуто
бр. Захариуш Банась, о. Феликс Херман, о. Нагасаки Чикохида 1941-1947 гг. Орден Бернардинцев, французская миссия епархии Саппоро (Япония)
о. Иаков 1992 г., о. Альфонс 1993 г., о. Лоуренс 1997 г. Южная Корея
о. Бенедикт Звебер 1997-2002 гг. Конгрегация Maryknoll Fathers (Америка)
о. Ярослав Вишневский 1997-2002 гг. Конгрегация Maryknoll Fathers (Америка)
о. Фернанд Госселин 2002-2006 гг. Конгрегация Maryknoll Fathers (Америка). Южно-Сахалинская Префектура Апостольской Администрации Восточной Сибири (еп. Кирилл Климович)
о. Лоренц Джонг 2002-2006 гг. Конгрегация Maryknoll Fathers (Америка). Южно-Сахалинская Префектура Апостольской Администрации Восточной Сибири (еп. Кирилл Климович)
о. Себастиан Д”Силва 2006-2009 гг. Епархиальный священник (Индия). Римско-католическая епархия св. Иосифа в Иркутске
о. Томаш Рафаляк 2009-2018 гг. Епархиальный священник (Польша). Римско-католическая епархия св. Иосифа в Иркутске
о. Роберт Балек 2018 г. – по настоящее время. Епархиальный священник (Словакия) Конгрегация: Общество Слова Божьего (Вербисты). Римско-католическая епархия св. Иосифа в Иркутске
Реквизиты прихода
Наименование организации: Религиозная организация Приход «Святого Иакова Римско-Католической Церкви в г. Южно-Сахалинске»
Почтовый адрес: 693 007 Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск пр-т Победы д. 26Б
Юридический адрес: 693 007 Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск пр-т Победы д. 26Б
ИНН 6501012664
КПП 650101001
ОГРН 1026500002506
Расчетный счет 40703810350340003777
Банк: Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» г. Хабаровск
Корреспондентский счет 30101810600000000608
БИК 0460813608
Наименование перечислений: «Пожертвование за благотворительную деятельность»
Контакты
Настоятель о. Роберт Балек: [email protected]
Староста прихода Ким Ген Сук: +7984-180-77-40, e-mail [email protected]
Сайт прихода: www.sanctusjacobus.com
Татьяна Шапошникова
Материал подготовила Ольга Хруль
Благодарим за помощь в подготовке материала настоятеля cахалинcкого прихода Святого Иакова отца Роберта Балека
Фото обложки: Приход Тоёхара. В центре еп. Феликс Херман, справа от него священник о. Пиус Левандовский. Конец 30-х годов