Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!
(Песн. 4: 7)
Среди всех санктуариев, посвященных Деве Марии, санктуарий в Лурде, наверное, самый популярный в мире. Ежегодно его посещают несколько миллионов паломников, стекающихся сюда со всех концов земного шара. Всем известна история явлений Девы Марии в городе Лурд, расположенном на юго-западе Франции, у подножия Пиренеев. В 1858 году, с 11 февраля по 16 июля, местной жительнице, четырнадцатилетней девочке Бернадетте Субиру (1844–1879) восемнадцать раз являлась Богоматерь в гроте скалы на берегу реки Гав-де-По [1]. Библиография по теме явлений Девы Марии в Лурде и чудес, связанных с этим святым местом, поистине необъятна. Из обширного списка литературы следует назвать несколько авторов, чьи исследования составляют фундаментальную основу в изучении истории Лурдских «явлений». Это, безусловно, монументальный труд французского теолога, одного из ведущих специалистов в области мариологии, Рене Лорантена [2] (1917–2017), а также работы историков Рут Харрис [3] и Сюзанны Кауфман [4]. И если сегодня мы знаем все, или почти все, о Бернадетте Субиру и о том, что она видела, то об истории санктуария в Лурде, известно гораздо меньше.
Во время очередного явления, 25 февраля 1858 года, Дева Мария обратилась к девочке со словами: «Пейте воду из источника и умывайтесь ей» [5]. После произнесенных слов Бернадетта стала копать руками землю в гроте и черпать ладонями из грязной лужи воду, перемешанную с землей [6]. Вскоре в углу пещеры пробился источник прозрачной, чистой родниковой воды [7].
Почти сразу выяснилось, что вода источника обладает чудодейственными свойствами. Спустя пару дней, 1 марта 1858 года, в Лурде произошел первый случай исцеления: у женщины по имени Катерина Латапи после омовения полностью восстановилась подвижность руки [8]. С этих пор началась история Лурда, как крупнейшего паломнического центра и места чудесных исцелений. Воды Лурда в своей целительной силе стали символом возрождения к новой жизни.
25 марта 1858 года «барышня в белом», как ее величала Бернадетта, назвала себя Непорочным Зачатием. «Я у нее спрашивала и раньше, как ее зовут… Но она всегда только улыбалась в ответ, — рассказывала девочка. — Наконец, я осмелилась спросить ее в четвертый раз. Тогда она возвела глаза к небу, подняла руки к груди и сказала: „Я — Непорочное Зачатие“» [9].
Местный священник Доменик Пейрамаль (1811–1877), который сначала с крайним недоверием относился к диковинным рассказам Бернадетты, тут же понял, что безграмотная девочка из простой крестьянской семьи вряд ли могла знать формулировку догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии (Immaculata Conceptio Beatae Virginis Mariae), который был принят католической Церковью за несколько лет до явлений Богоматери в Лурде [10]. 8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», в которой говорилось:
«Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным» [11].
После событий 25 марта 1858 года Доминик Пейрамаль отправил письмо епископу Лоренсу (1790–1870), в котором описал произошедшее и указал также на первые случаи исцеления [12]. Слава о Лурдском гроте и его чудодейственном источнике быстро распространилась сначала по Франции, а потом стремительно разнеслась по всему миру. В 1872 году в известном итальянском периодическом журнале «La Civiltà Cattolica» появилась статья «Чудо и наша Госпожа из Лурда» («Il miracolo e nostra Signora di Lourdes»), в которой говорилось о невиданных по масштабу и количеству паломников религиозных процессиях в Лурдском санктуарии [13].
Итак, два события — явления Девы Марии, представившейся Непорочным Зачатием, и открытие целебного источника воды на месте явлений — стали фундаментальной основой санктуария в Лурде и определили как его религиозно-литургическую составляющую, так и его архитектурно-художественную концепцию. Во время тринадцатого по счету явления, 2 марта 1858 года, Дева Мария обратилась к Бернадетте с просьбой воздвигнуть часовню рядом с гротом [14]. В 1862 году, после тщательных расследований, католическая Церковь официально признала подлинность явлений Девы Марии в Лурде, было дано разрешение на основание санктуария и строительство храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и одобрено почитание Лурдской Богоматери [15].
Сердце Лурдского санктуария — грот Масабьель (фр. Grotte de Massabielle), где происходили чудесные события. Грот расположен в скале Масабьель (от фр. massavielha, vieille masse — старая скала), что возвышается над рекой Гав-де-По. На гравюрах Шарля Мерсеро (1822–1864) и Андре Горса (1847–1889), выполненных сразу после «явлений», можно видеть, как выглядел местный ландшафт до того момента, как был построен санктуарий (Шарль Мерсеро. Грот Масабьель. 1860. Литография. Муниципальная библиотека Тулузы, Франция; Андре Горс. Грот Масабьель. 1860. Гравюра. Муниципальная библиотека Тулузы, Франция).
11 февраля 1858 года Бернадетта Субиру, собирая хворост на берегу реки, заметила, что пещера в скале озарена светом. В этом свете она разглядела «барышню» в белых одеяниях с голубым поясом и желтыми розами на ступнях ног [16]. Это было первое явление Богоматери в Лурде. На протяжении нескольких месяцев Бернадетта приходила к гроту и там неоднократно общалась с Девой Марией, которая передавала через простую крестьянскую девочку важные послания для всего человечества.
Грот Масабьель в символической форме отражает суть Лурдских посланий. Он представляет собой темную пещеру, в которую никогда не заглядывает солнце. Явления Девы Марии — это нисхождение с небес сияющего Божественного света. Поэтому углубление в скале, где являлась Дева Мария и где ныне установлена ее статуя, подобно окну, открывающемуся из тьмы в Царствие Божие. Пресвятая Богоматерь указывает путь, ведущий от мрака к свету, от земли к небесам.
В 1864 году в гроте была установлена статуя Девы Марии, которую в мраморе изваял французский скульптор Жозеф-Юго Фабиш (1812–1886). Статуя Лурдской Богоматери стала самым известным произведением этого французского мастера. Жозеф-Юго Фабиш общался с Бернадеттой Субиру, чтобы как можно более точно воплотить в жизнь видения девочки. Статуя выполнена в человеческий рост. Дева Мария представлена совсем юной, в белом хитоне, подпоясанном широким голубым поясом. Белое покрывало накинуто на голову, полностью скрывает волосы, окутывает плечи и спускается почти до самых ног. Руки Марии соединены у груди в молитвенном жесте. На ступнях босых ног лежат желтые розы. Несмотря на то, что сама Бернадетта Субиру заявляла впоследствии, что статуя Девы Марии не очень точно соответствует ее видению [17], именно эта трактовка стала всемирно известным образом Лурдской Богоматери.
Богоматерь Лурдская — образ Пресвятой Девы Марии, увиденной глазами девочки из Лурда, является символом Непорочного Зачатия Девы Марии (именно так назвала себя Богородица «Я — Непорочное Зачатие» [18]). Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии (Immaculata Conceptio Beatissimae Virginis Mariae) — догмат католической Церкви, согласно которому, Мария, ввиду заслуг ее Сына и вследствие особой благодати, была избавлена Богом от первородного греха [19]. Этот догмат основывается на тексте Библии, содержащем пророчество о женщине, которая будет попирать сатану: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 14–15). Слова Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28) подразумевают особенную благодать освобождения от греха, дарованную Марии. В том же самом контексте интерпретируются и слова Песни Песней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4: 7). Богословы с самых первых веков христианства проводили параллель между текстом Ветхого Завета и рассказом евангелиста Луки о Благовещении, обращая внимание на типологическую связь между образами Евы и Девы Марии [20]. В своих трактатах раннехристианские мыслители развивали тему Марии, как новой Евы.
Во II веке один из первых Отцов Церкви, богослов Ириней Лионский (130–202) впервые в истории патристической мысли выдвинул сравнение между Евой и Девой Марией, противопоставляя непослушание первой и послушание второй. Согласно Иринею, Мария исправляет мировой порядок, нарушенный Евой, предвосхищает обновление всего человеческого рода, становясь участницей спасительного дела, совершаемого ее Сыном:
«Мария Дева оказывается послушною, когда говорит: “се раба Господня; да будет Мне по слову Твоему” (Лк. 1: 38). Ева же непослушна, ибо не оказала послушания, когда была еще девою. Как она, имея мужа Адама, но будучи еще девою… оказала непослушание и сделалась причиною смерти и для себя, и для всего рода человеческого; так и Мария, имея предназначенного мужа, но оставаясь Девою, чрез послушание сделалась причиною спасения для Себя и для всего рода человеческого… Таким образом, и узел непослушания Евы получил разрешение чрез послушание Марии. Ибо что связала дева Ева чрез неверность, то Дева Мария разрешила чрез веру» [21].
Величайший богослов IV века Ефрем Сирин (306–373) превозносил Богоматерь, сопоставляя ее святость с величием святости Сына Божьего и подчеркивая ее фундаментальную роль в домостроительстве спасения [22]: «Ныне Мария соделалась для нас небом — Божиим престолом; потому что в нее низошло, и в ней вселилось высочайшее Божество… Из нее воссиял для нас Свет… Она — новое небо, потому что в ней обитал Царь царей. В ней воссиял Он и пришел в мир… Она — источник, потому что живая вода истекла из нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды» [23]. Согласно Ефрему Сирину, Мария, дав плоть Христу, приобрела одеяния славы, утраченные Евой, и плоть, данная Слову, стала ее вкладом в дело спасения человечества.
В развитии учения о святости и непорочности Девы Марии огромную роль сыграл известный философ-теолог Средневековья, монах-францисканец Дунс Скот (1266–1308). Рассматривая первородный грех не как испорченность природы, а как утрату благодати, Дунс Скот говорит о том, что Бог наделил Марию особой благодатью с самого момента рождения: «первородный грех изглаживается сообщаемой ей благодатью […] Бог в первый момент зачатия Девы, дав тогда благодать, изгладил первородный грех, чтобы он не был необходимой причиной заражения души, но чтобы благодать изгладила грех в душе» [24]. Непорочное Зачатие, согласно шотландскому теологу, — совершенное проявление искупительной благодати Христа. В этой трактовке учение о Непорочном Зачатии и было догматизировано Папой Римским Пием IX в 1854 году.
Официальная иконография Непорочного Зачатия долгое время отсутствовала [25]. В 1479 году итальянский художник Витторе Кривелли (1435–1502) создал один из первых образов Непорочного Зачатия для церкви Святого Фортуната в Фалероне (Витторе Кривелли. Дева Мария Непорочное Зачатие. 1479. Дерево, темпера. Церковь Санто-Фортунато, Фалероне, Италия). В этой работе прослеживается, как художник совместно со священниками, непосредственными заказчиками алтарной картины, пытался найти художественное решение сложной теологической концепции Непорочного Зачатия Девы Марии. Мария стоит со сложенными в молитвенном жесте руками, поклоняясь возлежащему у ее ног Младенцу Иисусу. В картине много подробностей — прославляющие Марию, играющие на музыкальных инструментах путти, всевозможные символы первородного греха (яблоко, огурец) и искупления (красные цветы). Подобный образ Святой Марии будет использоваться художниками впоследствии, но не станет каноническим.
Карло Кривелли (1430–1495), вдохновленный картиной брата, создаст в 1492 году свою интерпретацию Непорочного Зачатия для церкви Святого Франциска в городе Пергола (Карло Кривелли. Непорочное Зачатие. 1492. Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон). Для конкретизации основной идеи художник изобразил над фигурой молящейся Марии Бога-Отца и двух ангелов, парящих в небе и держащих в руках развернутый свиток с надписью: «Ut in mente dei ab initio concepta fui ita et facta sum» («Зачатая изначально в Божьих помыслах, так была сотворена»).
На картине «Непорочное Зачатие» испанского художника Хуан де Хуанеса (1505–1579) Святая Троица венчает золотой короной юную Деву Марию (Хуан де Хуанес. Непорочное зачатие. 1537. Дерево, масло. Фонд банка Сантандер, Мадрид). Множественные символы рассказывают о богоизбранности и благодатной чистоте Марии (райский сад, лилия, кипарис, солнце, звезда, розы, фонтан, Царствие Небесное), а надпись на белом картуше гласит: «Tota pulchra es, amica mea, et macula non est in te» («Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» Песн. 4: 7).
В XVII веке иконография Непорочного Зачатия, задуманная братьями Кривелли, постепенно начинает изменяться. В композициях исчезают литературные подробности и чрезмерная детализация. По всей видимости, первым художником, кто поднял тему Непорочного Зачатия на совершенно другой уровень, был известный итальянский живописец Гвидо Рени (1575–1642). В картине Гвидо Рени нет ничего лишнего: Мария, озаренная золотистым Божественным сиянием, парит в облаках, сложив у груди руки в молитвенном жесте (Гвидо Рени. Непорочное зачатие. 1627. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Босыми ногами она стоит на серпе месяца, а над ее головой сияет нимб из двенадцати звезд. У Гвидо Рени, как видим, образ Непорочного Зачатия перекликается с символическим образом «жены, облеченной в солнце» из Откровения Иоанна Богослова («явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце, под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» Откр. 12: 1).
Творчество Гвидо Рени, как известно, оказало огромное влияние на испанских художников [26]. Очевидно, что Франсиско де Сурбаран (1598–1664) свою картину писал под впечатлением от увиденной работы Гвидо Рени (Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие. 1630. Холст, масло. Прадо, Мадрид). На полотне, созданном около 1630 года, Сурбаран изобразил Деву Марию в виде молящейся девочки с нимбом из звезд, парящей на серпе луны высоко в небесах.
Другой испанский живописец XVII века Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682) был поистине одержим темой Непорочного Зачатия и за свою жизнь написал около двадцати полотен, с ней связанных (Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. 1660–1665. Холст, масло. Прадо, Мадрид; Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. 1678. Холст, масло. Прадо, Мадрид; Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. 1680. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В эффектных живописных композициях Мурильо юная Дева Мария, с распущенными волосами, облаченная, как правило, в белый хитон и синий гиматий, парит в небесах среди пушистых облаков и славящих ее ангелочков, в молитве обращаясь к Богу и устремляя свой взор в небеса.
Апофеоз иконографии Непорочного Зачатия — знаменитая картина венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Мастер воплотил на своем полотне яркий и выразительный образ победы над дьволом (Джованни Баттиста Тьеполо. Непорочное зачатие. 1768. Холст, масло. Прадо, Мадрид).
Мария изображена в виде прекрасной юной девушки с поднятыми в молитвенном жесте руками. Попирая ногами змею, новая Ева побеждает змея-искусителя. Яблоко в пасти змея — символ первородного греха. Белый голубь над головой Марии — образ Святого Духа. Белая лилия — символ чистоты и непорочности. Пальма означает торжество над смертью и грехом и является указанием на Рай небесный. Зеркало, изображенное внизу, среди облаков, отражает Божественный свет и символизирует совершенство Пресвятой Девы Марии. Башня из слоновой кости за спиной Марии — символ девственной чистоты и неприступности. С XVI века символы зеркала и башни были включены в католическую молитву к Богородице («Turris eburnea» — «башня из слоновой кости», «Speculum iustitiae» — «зерцало справедливости») [27]. В метафоре зеркала присутствует аллюзия на слова Премудрости Соломона: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его» (Прем. 7: 25–26). А башня из слоновой кости — метафора, использованная в библейской Песни Песней Соломона при описании красоты невесты: «шея твоя — как столп из слоновой кости» (Песн. 7: 5).
Мария в картине Тьеполо стоит на сфере, которая является образом мира и всего мироздания. Она предстает Царицей Небесной, устанавливающей новый мировой порядок.
Таким образом, ко времени официального принятия в 1854 году догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии в изобразительном искусстве сложилась достаточно сложная иконография, прославляющая Богородицу как духовную Матерь человечества и соискупительницу человеческого рода. Такая иконография была широко распространена в Европе. Интересно, что скульптор Жозеф-Юго Фабиш за несколько лет до создания статуи Лурдской Богоматери работал над образом Непорочного Зачатия для церкви Непорочного Зачатия в Лионе (Жозеф-Юго Фабиш. Непорочное Зачатие. 1859. Мрамор. Церковь Непорочного Зачатия, Лион). Он изобразил в мраморе Деву Марию в полный рост, попирающую босыми ногами змею.
Над гротом Масабьель в Лурде был выстроен грандиозный архитектурный комплекс, своим видом напоминающий волшебный замок. Картины австрийского художника Хуберта Саттлера (1817–1904), отличающегося необычайной точностью в воспроизведении пейзажных и городских видов, дают представление о том, как выглядел санктуарий Лурда в конце XIX века (Хуберт Саттлер. Лурдский санктуарий. Конец XIX в. Дерево, масло. Частная коллекция).
Главными составляющими частями Лурдского санктуария на сегодняшний день, помимо грота Масабьель, являются:
- Базилика Непорочного Зачатия (1871) — верхняя церковь, возведенная на скале, над гротом Масабьель;
- Базилика Девы Марии Розария (1889) — нижняя церковь;
- Эспланада процессий — обширное пространство перед базиликами;
- Базилика Святого Пия X (1958) — подземная базилика рядом с Эспланадой процессий;
- Церковь Святой Бернадетты (1988) — церковь, возведенная напротив грота Масабьель, на противоположном берегу реки Гав-де-По;
- Крестный путь на холме, состоящий из четырнадцати стояний, соответствующих остановкам Иисуса Христа по пути на Голгофу.
Ансамбль Лурдского санктуария спроектирован как одна большая церковь под открытым небом. Мост Сен-Мишель, перекинутый через реку, служит своеобразным входом в санктуарий. Роль главного нефа выполняет широкая Эспланада процессий. В качестве алтаря выступают две главные базилики санктуария, представляющие собой единый архитектурный комплекс, — базилика Непорочного Зачатия и базилика Девы Марии Розария. Пространственная композиция весьма оригинальна и организована таким образом, что крест над куполом нижней базилики Розария находится на одном уровне со входом в верхнюю базилику Непорочного Зачатия. Этот крест связывает две базилики и подчеркивает единство всего архитектурного ансамбля. Со смотровой площадки, расположенной между верхней и нижней базиликами, куда ведут два пандуса (проект архитектора Жан-Мари Лакрамп, 1885–1917), открывается панорамный вид на Эспланаду процессий и на город Лурд.
Первая базилика, возведенная над гротом Масабьель, — Базилика Непорочного Зачатия. Это главный храм санктуария в Лурде. Высокая башня-колокольня, завершенная шпилем, представляет собой доминанту святилища. Особенности скального рельефа определили расположение храма и некоторые особенности планировки. В церкви отсутствует трансепт и, вопреки традициям церковной архитектуры, апсида ориентирована на запад.
Самая старая часть базилики — крипта, небольшое помещение в нижней части церкви. Эта часовня была заложена в 1862 году и освящена в 1866 году при участии Бернадетты Субиру. Сама базилика была построена в 1866–1871 годах в неоготическом стиле по проекту французского архитектора Ипполита Дюрана (1801–1882), известного специалиста в области средневековой готической архитектуры.
Готический стиль был выбран отнюдь не случайно. Лурдские явления Девы Марии сопровождал свет. Свет — очень важный элемент Лурдской истории и ключевой момент всей концепции Лурдского санктуария. Бернадетта Субиру рассказывала о том, что грот во время явлений Девы Марии освещался светом [28]. Свет является знаком Божественного присутствия. В Евангелии от Иоанна Сам Бог именуется Светом, а свет становится метафорой чистоты и непорочности (Ин. 1: 4–9; 8: 12). Евангелист Иоанн непрестанно повторяет, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1: 5). Таким образом, свет становится синонимом Божественной сущности. Метафизика света нашла свое отражение в устремленной к небесам, просторной, легкой и ажурной готической архитектуре. Базилика Непорочного Зачатия в Лурде, как все готические соборы, является воплощением метафоры пути от тьмы к свету. Это свет, который сияет над мраком мира и освещает путь верующих, идущих дорогой обращения, покаяния и молитвы.
Главное украшение храма — не только сложный, причудливый рисунок нервюр свода, но и яркие цветные витражи. Пространство собора оживляется потоками света, которые в буквальном смысле врываются в храм, проникая сквозь многочисленные окна, окрашиваясь разноцветьем витражей и преломляясь в них целой радугой оттенков. Витражи базилики Непорочного Зачатия Лурдского санктуария осуществлены во французской витражной мастерской XIX века Гсель-Лорен (Gsell-Laurent). Картины из цветного стекла рассказывают об истории Девы Марии, о явлениях Девы Марии Бернадетте Субиру, об истории Лурдского санктуария, о догмате Непорочного Зачатия. Апофеозом является витраж с изображением Девы Марии со Святой Троицей, где Непорочная Дева Мария олицетворяет святую и непорочную Церковь.
Поскольку прибывающих паломников становилось все больше и больше, а базилика Непорочного Зачатия не могла вместить все это море народа, было принято решение построить еще одну церковь. Базилика Девы Марии Розария, возведенная в 1883–1889 годах по проекту французского архитектора Леопольда Харди (1829–1894), посвящена молитве Розария в память о том, что являвшаяся Бернадетте Дева Мария призывала молиться и каяться за грешников. «Покаяние, покаяние, покаяние. Молите Бога за грешников» [29] — таково было послание Богородицы человечеству, переданное 24 февраля 1858 года Бернадетте Субиру.
Розарий — королевская роза всех молитв, самая важная молитва, которая содержит потрясающую историю нашего спасения. Под огромным светлым куполом возносимые к небесам молитвы соединяются с внутренними размышлениями над событиями (тайнами) из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Снаружи купол базилики увенчан большим позолоченным крестом, основание которого представляет собой золотую корону, как символ царственности. Внутри купол оформлен мозаичной композицией из роз — слово «розарий» происходит от латинского «rosarium», что в переводе означает «венец из роз».
Над входным порталом размещена изваянная в белом мраморе скульптурная группа, раскрывающая тайну происхождения Розария (1900 г., скульптор Анри-Шарль Манилье, 1826–1901). Святая Мария Царица Небесная вручает четки коленопреклоненному Святому Доминику, основателю Ордена проповедников (доминиканцев). Католическая традиция связывает появление цикла молитв Розария с явлением Девы Марии Святому Доминику (1170–1221). Согласно распространенной легенде, Дева Мария явилась Доминику, вручила ему четки и научила читать молитву [30].
Основной элемент внутреннего убранства базилики — мозаики, посвященные тайнам Розария. Тайны Розария складываются в небесный венок из роз, сплетенный из молитв и размышлений о великой любви Сына Божьего к людям. Красочные мозаичные картины со множеством деталей и подробностей выполнены в духе реалистической живописи конца XIX века. Все композиции, осуществленные в 1890–1905 годах группой мозаичистов во главе с итальянским мастером Джандоменико Факкина (1826–1903), построены по единой схеме — нижняя часть представляет земную сцену, верхняя часть — Царствие Небесное. Мозаичные панно пяти капелл с левой стороны иллюстрируют Радостные тайны Розария (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Иисуса, Сретение Господне, Отрок Иисус в Иерусалимском храме). Пять капелл пресбитерия посвящены Скорбным тайнам Розария (Моление о чаше, Бичевание Христа, Увенчание терновым венцом, Крестный путь, Голгофа). В пяти капеллах с правой стороны представлены сюжеты на темы Славных тайн Розария (Воскресение Христово, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Увенчание Девы Марии Небесной славой).
В алтаре доминирует огромная мозаика с изображением Девы Марии в окружении ангелов. Этот мозаичный образ, созданный французским художником-символистом Эдгаром Максенсом (1871–1954), напоминает идеализированные женские образы прерафаэлитов. Натурализм здесь сочетается со стремлением к стилизации, а мистицизм — с подчеркнутой декоративностью. Мария представлена в виде юной девы в белых одеяниях, с золотой короной на голове. Приковывает внимание загадочный и пронзительный взгляд ее голубых глаз, устремленный на каждого из нас. Дева Мария милостиво простирает руки с раскрытыми ладонями в жесте покровительства и заступничества. Надпись на золотом фоне, который символизирует сияние Божественного света, гласит: «Par Maria a Jesus» («Через Марию к Иисусу»). Таким образом через Марию устанавливается непосредственная связь со Христом.
В 2007 году фасад базилики Святого Розария был оформлен мозаиками словенского художника, священника-иезуита Марко Ивана Рупника (1954 г. р.) [31]. Яркие, построенные на цветовых контрастах мозаичные композиции представляют Светлые тайны Розария [32], которые рассказывают о земном служении Христа (Крещение Иисуса, Брак в Кане Галилейской, Возвещение Царствия Божия, Преображение Господне, Установление Евхаристии). Мозаики Рупника — это попытка выразить тайну спасения языком современного искусства. Фигуры в композициях Рупника намечены обобщенно, основными линиями, даны крупными пластическими формами, лишены какой-либо детализации. Все лики, хотя и отличаются друг от друга, во многом стилизованы и изображаются как «типы» святости: высокий лоб, большие глаза, утонченный длинный нос, четко очерченные брови. Пронзительно ясные, неподдельно искренние мозаики Рупника преисполнены очарования непосредственной встречи с Богом.
Сюжет «Брак в Кане Галилейской» занимает центральное положение мозаичной композиции фасада собора. Претворение воды в вино во время брачного пира в Кане — первое чудо, сотворенное Христом, описанное евангелистом Иоанном (Ин 2: 1–11). Сцена брака в Кане, как считает Марко Рупник, в теологическом смысле краеугольная [33]. Мария говорит Иисусу: «Вина у них нет» (Ин 2: 3). В чем смысл этих слов? Вино с античных времен считалось источником радости жизни. Отсутствие вина — знак отсутствия этой радости, отсутствия любви. Мария словно говорит: «Нет больше у них любви». Это означает, что сложившиеся взаимоотношения между Богом и человеком — это не любовь, а закон, который предписывается соблюдать. Христос же своим чудом показывает, что существует только одна истина — Любовь. Спаситель утверждает новый союз между человеком и Богом, основанный на любви. Получая дар любви, мы становимся сосудами, принимающими любовь, чтобы впоследствии эту любовь мы могли отдавать. Принятие этого дара Божьего делает нас «детьми Божьими» (1Ин 3:1). Только тот, кто находит источник радости в жертвенной любви, уподобляется Богу.
В верхней части фасада, над арками, формирующими портал, разворачивается сцена «Установление Евхаристии». Слева изображены три ученика с евхаристическим хлебом в руках и Христос с чашей, справа — остальные ученики, принимающие эту чашу, которая является символом спасения. Руки апостолов прикрыты полой плаща. Этот древний жест почтения здесь очень важен. Ученики во время Тайной вечери понимали, что происходит нечто исключительное. Принимая чашу спасения и прикрывая руки, они символическим образом исправляют грех Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа познания добра и зла. Иуда — единственный персонаж, который выбивается из группы учеников Христа. Марко Рупник подчеркивает, что путь Иуды — это путь в никуда. Его темная, скрюченная фигура кажется здесь совершенно инородным элементом. Иуда отворачивается от Христа, сжимая в руках мешочек с деньгами. Даже лица его не видно — оно спрятано за растрепанными волосами. Отвернуться от Бога, выйти из лона Церкви — значит, остаться одному, остаться одному — это путь к смерти.
С левой стороны от входа в храм представлена гигантская по размерам композиция «Крещение Христа». Иисус изображен полностью погруженным в воду, с закрытыми глазами и сомкнутыми ногами, как при распятии. Ассоциация с Голгофским крестом здесь не случайна. Этим подчеркивается пасхальное значение крещения. Иисус спускается в воды и принимает смерть, как плату за грехи человечества. Погружаясь в воду, Он сообщает воде Божью благодать — жизнь, освящает воду Своим крещением. Кирилл Иерусалимский (315–386) так трактовал крещение Иисуса: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам […] Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и славу […] Сойдя в воду и некоторым образом погребшись в нее, как Он во гробе каменном, восстаешь снова, чтобы ходить в обновленной жизни» [34]. Иоанн Креститель в мозаике Марко Рупника изображен, по традиции, как аскет в звериной шкуре, смиренно исполняющий миссию провозглашения Мессии: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1: 29).
С противоположной стороны от входа в храм размещена композиция «Преображение Господне». Христос стоит на вершине горы. Его сияющая фигура на темно-синем фоне кажется солнцем, излучающим свет («Я свет миру» Ин. 8: 12). Ученики Христа (Петр, Иаков, Иоанн) и два пророка (Моисей со скрижалями и Илия со свитком) застыли в изумлении и с широко раскрытыми глазами смотрят на происходящее. Фигуры двух пророков и трех апостолов — это символическое единение Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет прообразует Новый Завет. Свет Христов является исполнением всех пророчеств о страданиях и воскресении Господа и осуществлением истинного закона. Только христианская любовь способна принять муки и смерть и преобразовать зло в добро. Это является единственно верным путем преображения для любого человека во все времена. Преображение в измерении каждого конкретного человека заключается в том, чтобы восстановить свой божественный облик «по образу и подобию Божию» (Быт. 1: 27), утраченный во время грехопадения. Образ нам дан от рождения, а вот подобие утрачено. И это подобие мы должны стяжать на нашем жизненном пути.
Верующие, поднимающиеся по лестнице слева, оказываются на одном уровне с композицией «Возвещение Царствия Божия». И это очень символично. Согласно тексту Писания, «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 14–15). Христос изображен стоящим в полный рост, указывающим на рану от копья в боку, и демонстрирующим ученикам раны от гвоздей на ладонях. Это символически означает, что Царствие Божие даровано человечеству через жертву, принесенную во имя искупления грехов. Фигуры апостолов, изображенные перед Спасителем, являют верующих — Церковь Христову, иллюстрируя слова учения двенадцати Апостолов: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа вовеки» [35] (Дидахе. IX. 4).
Лестница с правой стороны приводит паломников к композиции «Исцеление парализованного». Сила Господня является в исцелении больных. В Евангелии рассказывается о том, как одного паралитика, прикованного к постели, верующие хотели занести в дом, где учил Христос. Из-за большого скопления людей они не смогли это сделать. Тогда они разобрали крышу и спустили больного в дом сверху. Видя такую огромную веру людей, Иисус сказал парализованному: «прощаются тебе твои грехи» (Лк. 5: 20), «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9: 6). Исцелением паралитика Христос говорит нам, что спасение реально, если человек приходит к Богу и остается с Ним, потому что Бог есть жизнь (Ин. 14: 6).
К столетию явлений Девы Марии, в 1958 году, Лурдский санктуарий пополнился еще одной базиликой — базиликой Святого Пия X. Эта базилика находится рядом с Эспланадой процессий. Но необычность этого сооружения заключается в том, что оно полностью располагается под землей. Замысел создания подземной церкви был обусловлен решением двух задач. Во-первых, необходимо было организовать большое закрытое пространство для приема паломников, число которых возрастало с каждым годом. А во-вторых, нужно было сохранить сформировавшийся ансамбль санктуария и не нарушить главную ось Эспланады процессий, ведущей к двум главным базиликам.
Подземная базилика Лурдского санктуария посвящена Папе Римскому Пию X (1903–1914). Пий X в своей энциклике «Ad diem illum», изданной в 1904 году в ознаменование пятидесятой годовщины догмата о Непорочном Зачатии, обосновывает христологическую концепцию посреднической роли Девы Марии в деле «восстановления всех во Христе» (instaurare videlicet omnia in Christo) и подчеркивает важность почитания Богоматери, как Матери всех христиан:
«Мария — мать Господа. Но она и наша мать. Христос есть Слово, ставшее плотью, Он есть Спаситель человечества. В качестве Бога, воплотившегося в человека, Он имеет физическое тело, как и любой другой человек, а в качестве Спасителя рода человеческого, он имеет духовное, мистическое тело, которое есть сообщество всех христиан. „Мы члены тела Его, от плоти Его и костей Его“ (Еф. 5: 30). Дева зачала Сына Божьего не только для того, чтобы, получив от нее человеческую природу, Он стал человеком; но также и для того, чтобы Он стал Спасителем людей именно через ту природу, которую Он получил от нее. Это объясняет слова ангелов пастырям: „родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь“ (Лк. 2: 11). Таким образом, в целомудренном чреве Девы, в котором Он принял смертную плоть, Иисус также принял духовное тело, состоящее из всех тех, „кому суждено было поверить в Него“. Можно сказать, что Мария, носившая Иисуса во чреве, несла также всех тех, чья жизнь заключалась в жизни Спасителя» [36].
Базилика Святого Пия X построена по проекту архитектора Пьера Ваго (1910–2002), одного из последователей пионера архитектурного модернизма Ле Корбюзье. Производит она довольно странное впечатление. Сооружение в духе модернизма, отличающееся простыми геометрическими формами и рациональным функционализмом, больше похоже на концертный зал, чем на церковь. По сути, это один огромный зал овальной формы. Перекрытия из железобетонных балок напоминают остов кита или перевернутый корпус корабля. Главный алтарь находится по центру, на небольшом возвышении. В базилике нет окон, а соответственно, нет и естественного освещения — это еще одна из ее особенностей. Кроме того, здесь почти отсутствует какое-либо декоративное убранство. Таким образом, базилика Святого Пия X в Лурде, построенная в середине XX века, — это в каком-то смысле вызов времени, попытка соединить изначальную концепцию соборности церкви с современными принципами архитектуры.
В 1991 году в базилике появились витражи, выполненные в особой витражной технике «gemmaux», что в переводе с французского означает «драгоценные камни». Такой тип витража был разработан в 1930-х годах французским художником Жаном Кротти (1878–1958). От обычного витража эта техника отличается тем, что фрагменты цветного стекла соединяются не с помощью свинцовых перемычек, а склеиваются особым прозрачным веществом. В базилике Святого Пия X витражи, созданные в этой технике по рисункам французского живописца Рене Марготтон (1915–2009), изображают восемнадцать явлений Девы Марии Бернадетте Субиру. Они расположены на стенах и имеют искусственную подсветку. Эти яркие, красочные стеклянные картины похожи на акварели, светящиеся изнутри.
Ровно через 130 лет после явлений Девы Марии, в 1988 году, на противоположном берегу реки Гав-де-По была построена церковь Святой Бернадетты. Она расположена напротив грота Масабьель, на том самом месте, где в последний раз Бернадетта Субиру видела Деву Марию. 16 июля 1858 года, из-за того, что к гроту невозможно было подойти, так как стражи порядка оградили его частоколом, девочка остановилась на другой стороне реки [37].
Бернадетта Субиру, как свидетельница «явлений», становится важным элементом культа Лурдской Богоматери. Если Дева Мария является посредницей между небом и землей, Бернадетта оказывается посредницей между Марией и людьми. В 1867 году Бернадетта Субиру приняла монашество и провела остаток своей недолгой жизни в монастыре Сестер милосердия в Невере (Sœurs de la Charité et de l’Instruction Chrétienne de Nevers), где и умерла в 1879 году [38]. После смерти она была причислена к лику святых под именем Святой Бернадетты. Ее беатификация состоялась в 1925 году, а канонизация — в 1933 году. И здесь возникает вопрос об идее избранничества. В обычной девочке из простой крестьянской семьи не было ничего такого, что могло бы объяснить это избранничество. Она не отличалась ни особыми талантами, ни познаниями, ни мудростью. «Я не имела никакого права на эту милость, — говорила впоследствии Бернадетта. — Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги» [39]. В чем же заключается тайна избранничества девочки-крестьянки из Лурда? Тайна ее святости — в безграничном смирении. Она исполняла доверенную ей миссию, ничего не требуя взамен, инстинктивно следуя слову Евангелия, зная, что приносит себя в жертву искупления и храня в глубинах сердца своего память о случившемся.
И возможно, именно поэтому церковь Святой Бернадетты в Лурдском санктуарии является ничем не приметным зданием. Это чисто функциональное сооружение. Так же как подземная базилика Святого Пия X, она должна была обеспечить большую вместимость верующих, в том числе на инвалидных креслах-колясках. Суровое здание церкви выстроено в бетоне в стиле брутализма (архитекторы Жан Поль Феликс, Кирилл Деспре, Доминик Иван) и представляет собой сложную конструкцию из крупных объемов, повторяющихся массивных геометрических форм. Подчеркнутая фактурность бетонных поверхностей — один из характерных приемов брутализма. Сам термин «брутализм» происходит от французского выражения «béton brut», что означает «необработанный бетон». «Скульптурные» возможности бетона, таким образом, являются едва ли не главным элементом художественно-выразительного языка церкви. Главная особенность церкви Святой Бернадетты — изобилие света. Свет — одна из важных составляющих Лурдской истории явлений Девы Марии. Большие окна на потолке дают естественный свет, который усиливается за счет искусственного освещения многочисленных ламп.
Место явлений Богородицы Бернадетте Субиру превратилось в один из главных мировых центров паломничества. Санктуарий в Лурде — грандиозный религиозный комплекс, отражающий эсхатологический лик «непорочной невесты» (Еф. 5: 26–27). Это место встречи с Пресвятой Богородицей, где совершаются чудеса милосердного вмешательства Божьей Матери в дела человеческие. Посвященный Пресвятой Деве Марии, санктуарий являет человечеству образ Святой Марии как знак надежды на всеобщее спасение. Вспомним слова известного христианского теолога и гимнографа VIII века Андрея Критского (660–740), который в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» говорит о Марии как о новой Еве, очищенной и освященной, пришедшей в мир ради спасения падшего человечества: «Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в которой (новый Адам) делается хлебом для восстановления (человеческого) рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности […] Ныне достоинство человеческое принимает дар первого творения и возвращается в прежнее состояние [… ] Ныне начинается восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго божественного творения» [40]. Дева Мария освобождается от первородного греха с самого зачатия, поскольку она была задумана Богом как непосредственная участница спасения. Непорочное Зачатие демонстрирует идею о том, что Божья благодать сильнее греха. Исполненная благодати Пресвятая Дева Мария — совершенное творение Бога. По благодати призванная быть посвященной Богу, Мария участвует в истории спасения и предстательствует перед Господом за весь род человеческий, несущий на себе печать первородного греха.
Во время третьего явления в Лурде, 18 февраля 1858 года, Дева Мария, обращаясь к Бернадетте, произнесла удивительные слова: «Я обещаю сделать тебя счастливой, но не в этом мире, а в другом» [41]. В этих словах содержится ключ к пониманию Лурдского послания. Обещание лучшей жизни в другом мире — одна из величайших тайн христианства. Мария этими словами открывает нам истину о том, что счастье земного мира эфемерно, его не сравнить с вечным блаженством Царствия Небесного, где живет любовь Господа. Когда Иисус призывает нас искать Царство Божие («Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Мф. 6: 33), Он призывает открыть в реальном мире «другой мир», тот мир, где царит Любовь. Иными словами, мы должны искать Царства Божьего на земле, чтобы оно воцарилось в нашей душе. Это Царство есть мир истинной Любви. При этом каждый, без исключения, имеет возможность получить Божие прощение и сподобиться милости Господней.
Анастасия Татарникова
Примечания:
1. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni
2. Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966.
3. Harris R. Lourdes. Body and Spirit in the Secular Age. — London: Penguin Books,1999.
4. Kaufman S. K. Consuming visions: Mass Culture and the Lourdes Shrine. — Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005.
5. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni
6. Документы не подтверждают факт наличия в гроте источника воды до «явлений», но и не опровергают его, см.: Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. VI, p. 239.
7. В ноябре 1858 года комиссия зарегистрировала значительное увеличение потока воды в источнике после произошедших событий, см.: Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. III, p. 213.
8. Lourdes Sanctuaire. Guarigioni miracolose
9. Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. I, p. 282.
10. Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. I, p. 282.
11. Цит. по: Христианское вероучение. Догматические тексты. Учительства Церкви. III–XX вв. / Перев. с фр. Н. Соколовой, Ю. Куркиной. — СПб.: Издательство Св. Петра, 2002. С. 228.
12. Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. I, p. 248; II, p. 54.
13. La Civiltà cattolica, 1872, II. P. 641–657.
14. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni
15. Лупандин И. Лурд // Католическая энциклопедия. Т. 2. — М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 1764–1765.
16. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni; Сикари А. Святая Бернадетта Субиру // Сикари А. Портреты святых. Т. 2. — Милан, Москва: Христианская Россия, 1991
17. Laurentin R. Bernadetta vi parla. La vita dalle sue parole. — Edizioni San Paolo, 2010. P. 209–220.
18. Laurentin R. Lourdes: Documents authentiques. 7 voll. — Paris: P. Lethielleux, 1958–1966. I, p. 282; Le apparizioni
19. О догмате Непорочного зачатия Девы Марии см.: Непорочное зачатие Девы Марии // Католическая энциклопедия. Т.3. — М.: Издательство Францисканцев, 2007. С. 789–795; Католическое учение о Божьей Матери // Православная энциклопедия. Т. 5. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», С. 486–504.
20. Иоанн Мейендорф. Новая Ева // Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / Перев. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. С. 144–146.
21. Ириней Лионский. Против ересей. III.22.4 // Ириней Лионский. Против ересей / Перев. П. Преображенского. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 310–311.
22. Мариология в поэтике и теологии Ефрема Сирина см.: Ortiz de Urbina I. La Vergine nella teologia di S. Efrem // Symposium Syriacum, 1972 (Orientalia Christiana Analecta 197). – Roma, 1974. P. 65–106; Murray R. The Theory of Symbolism in St. Ephrem’s Theology // Parole de l’Orient. 6–7 (1975–1976). P. 1–20; Zannini P. Mistagogia Mariana di Efrem Siro // Theotokos. X (2002). P. 219–250; Vergani E. Maria nell’area culturale siriaca nel IV secolo: Efrem il Siro // Storia della mariologia. Vol. 1. Dal modello biblico al modello letterario. – Roma: Città Nuova, 2009. P. 328–336.
23. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божьей Матери // Ефрем Сирин. Творения. Т. V / Перев. Московская Духовная Академия. – М.: Отчий дом, 1995. С. 163–167.
24. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / Перев. с лат. Г. Г. Майорова, И. В. Лупандина, А. В. Аполлонова. — М.: Издательство Францисканцев, 2001. С. 309.
25. Об иконографии Непорочного Зачатия см.: Levi D’Ancona M. The Iconography of the Immaculate Coneption in the Middle Ages and the Renaissance. — New York: College Art Association, 1957; Бисконти Ф. Иконография Непорочного Зачатия от Джотто до XIX в. // Vatican News, 8 декабря 2021
26. О влиянии творчества Гвидо Рени на испанских художников см.: Malvasia C. C. The life of Guido Reni. – University Park: Pennsylvania State University Press, 1980. P. 79; Gardner A. T. Joseph as Father in Guido Reni’s St. Joseph Images / Theses and Dissertations, 2012. P. 25.
27. Лоретанская литания Пресвятой Деве Марии
28. Сикари А. Святая Бернадетта Субиру // Сикари А. Портреты святых. Т. 2. — Милан, Москва: Христианская Россия, 1991
29. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni
30. Розарий // Католическая энциклопедия. Т. IV. — М.: Издательство Францисканцев, 2011. С. 274–276.
31. О мозаиках Марко Рупника в Лурдском санктуарии
32. Светлые тайны были добавлены к молитвам Розария Иоанном Павлом II в 2002 году в апостольском послании Rosarium Virginis Mariae.
33. L’arte della Misericordia. Con Padre Rupnik. In un dialogo con Monica Mondo. Puntata 1: L’alleanza, 2016 // TV2000it
34. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. III.8, 9 // Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные / Перев. Ярославская Духовная семинария. — М.: Благовест, С. 43–44.
35. Журнал Московской патриархии. 1975, № 11
36. Pio X. Enciclica «Ad Diem Illum Laetissimum»
37. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni
38. Подробнее о жизни Бернадетты Субиру см.: Laurentin R. Bernadetta vi parla. La vita dalle sue parole. — Edizioni San Paolo, 2010.
39. Сикари А. Святая Бернадетта Субиру // Сикари А. Портреты святых. Т. 2. — Милан, Москва: Христианская Россия, 1991
40. Андрей Критский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» // Избранные слова Святых Отцов в честь и славу Пресвятой Богородицы. — СПб.: Издание Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1868. С. 44–54. Цит.: с. 47–48.
41. Lourdes Sanctuaire. Le apparizioni