Почему у Католической Церкви есть свое собственное социальное учение?
Поскольку все люди как дети Божьи наделены особым достоинством, Католическая Церковь посредством социального учения стремится к тому, чтобы в сфере общественной жизни также осуществлялось это достоинство всех людей. Церковь не посягает на законную автономию политики и экономики. Однако в случае, когда политика или экономика наносит ущерб достоинству человека, Церковь должна вмешиваться.
«Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих – это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа» (Второй Ватиканский собор, GS). Церковь воплощает эти слова в своем социальном учении. Она задаётся вопросами: «Как можем мы принимать ответственность за благополучие и справедливое отношение ко всем людям, даже нехристианам? Какой должна быть справедливая организация совместного существования людей, как должны выглядеть политические, экономические и социальные институты?» В своей борьбе за справедливость Церковь руководствуется любовью, проистекающей из любви Христа ко всем людям.
Как сформировалось социальное учение Церкви?
Социальное учение Католической Церкви сложилось в XIX веке как ответ на экономические проблемы общества. Хотя индустриализация повысила благосостояние людей, основную выгоду из этого извлекли владельцы фабрик, тогда как большинство рабочих остались в крайней нищете и бесправии. Этот опыт привел коммунистов к выводу, что между трудом и капиталом существует непримиримое противоречие, которое может устранить только классовая борьба. Церковь, напротив, выступала за установление справедливых отношений, учитывающих интересы рабочих и собственников производства.
Церковь рекомендовала, чтобы плодами возросшего благодаря индустриализации и конкуренции благосостояния пользовались все люди, а не только небольшая их часть. Она приветствовала становление профсоюзов, но одновременно с этим ратовала за то, чтобы рабочие были защищены в своих правах с помощью государственных законов и страхования, особенно в случае болезни или несчастья.
* * *
“Нечто является в высшей степени добром, когда силу власти используют во благо многих, но также оказывается абсолютно неприемлемым, если этой силой злоупотребляют” (Св. Фома Аквинский).
“Следует подчеркнуть роль мирян… Им подобает нести христианское служение в преходящих делах и быть свидетелями и сотрудниками мира и справедливости” (Иоанн Павел II. Энциклика Sollicitudo rei socialis)
* * *
См. также ККЦ 2419–2423
Обязаны ли христиане участвовать в политической и экономической жизни?
Особая задача христиан, живущих в миру (мирян), состоит в том, чтобы в духе Евангелия, любви, истины и справедливости участвовать в политической, общественной и экономической жизни страны. Социальное учение Католической Церкви даёт для этого чёткие ориентиры.
Монашеское, священническое и епископское служение несовместимо с участием в политических объединениях. Пастыри Церкви должны заботиться обо всех людях.
* * *
См. также ККЦ 2442
Что говорит Церковь о демократии?
Церковь поддерживает демократию, поскольку та создаёт наилучшие в сравнении с другими политическими режимами условия для защиты прав человека и равенства всех людей перед законом. Но при этом демократия должна быть чем-то большим, чем просто властью большинства. Настоящая демократия возможна лишь в правовом государстве, признающем основные права своих граждан, укоренённые в Божием даре, и защищающем их даже против воли большинства.
История учит, что даже демократия не обеспечивает абсолютной защиты от нарушения прав человека и его достоинства. Опасность тирании большинства над меньшинством постоянно присутствует. Демократия основывается на положениях, которые она сама не может гарантировать. Поэтому христиане должны особенно внимательно следить за тем, чтобы не выхолащивались те ценности, без которых демократия невозможна.
* * *
“Демократия, не имеющая ценностей, легко превращается, как доказывает история, в открытый или скрытый тоталитаризм” (Иоанн Павел II, Энциклика Centesimus annus).
* * *
См. также ККЦ 1922
Как Церковь относится к капитализму или к рыночной экономике?
Капитализм, который не имеет под собой чёткого правового основания, рискует не служить общему благу, но становится средством обогащения отдельных лиц. Такое положение дел Церковь решительно отвергает. С другой стороны, она ратует за такую рыночную экономику, которая находится на службе у всех людей, противодействует возникновению монополий и обеспечивает всех людей необходимыми материальными благами и работой.
Католическое социальное учение выносит моральное суждение об общественных образованиях на основании того, насколько их деятельность служит общему благу, то есть «насколько они создают условия каждому отдельному человеку, семьям и общественным группам для их полного и беспрепятственного совершенствования» (Второй Ватиканский собор, GS). Это справедливо и по отношению к экономике, которая в первую очередь должна служить людям.
Какова задача менеджеров предприятий и предпринимателей?
Руководители предприятий и предприниматели заботятся об экономическом успехе своего бизнеса. Но одновременно с законной заинтересованностью в увеличении прибыли они несут и социальную ответственность: учитывать справедливые требования персонала, поставщиков, клиентов и всего общества, содействовать сохранению окружающей среды.
* * *
“Капитализм без человечности, солидарности и справедливости не имеет ни морали, ни будущего” (Кардинал Райнхард Маркс (р. 1953), архиепископ Мюнхена и Фрайзинга).
“Добыча ресурсов, финансирование, производство, потребление и все прочие фазы экономического цикла неизбежно имеют нравственную окраску. Из каждого экономического решения вытекает следствие морального характера” (Бенедикт XVI, энциклика Caritas in veritate).
* * *
См. также ККЦ 2426, 2432
Что говорится в социальном учении о труде и безработице?
Бог заповедал человеку трудиться. Совместными усилиями мы должны сохранять и продолжать Его дело творения: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2, 15). Для большинства людей труд является жизненным фундаментом. Безработица – это страшное зло, с которым следует решительно бороться.
В то время, когда множество людей, желающих трудиться, не могут найти себе работу, есть и такие «трудоголики», которые под предлогом занятости не находят времени для Бога и своих ближних. Когда многие люди едва могут прокормить свою семью на свои доходы, есть и те, чья жизнь наполнена просто невообразимой роскошью. Труд – не самоцель: он должен обеспечивать становление достойного человеческого общества. Поэтому социальное учение Католической Церкви выступает за такой экономический порядок в мире, при котором все люди активно участвовали бы в созидании общественного благосостояния и совместно пользовались его благами. Церковь выступает за справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человеческое существование, и призывает богатых к таким добродетелям, как умеренность и солидарность.
Что означает принцип «труд прежде капитала»?
Церковь всегда учила о «принципе преимущества труда перед капиталом» (Иоанн Павел II, Laborem Excercens). Деньги, или капитал, – это то, чем человек владеет. Труд, напротив, неотделим от человека, который его совершает. Поэтому интересы и потребности работников имеют преимущество перед интересами капитала.
Законные интересы владельцев капитала и инвесторов тоже должны быть защищены. Но вопиющей несправедливостью являются попытки предпринимателей и инвесторов увеличить собственную прибыль за счет ущемления основных прав рабочих и служащих.
* * *
“Всё, что содержится в понятии «капитал» (в прямом смысле этого слова), есть лишь совокупность предметов. Какую бы работу человек ни выполнял – будучи причиной труда, он и только он есть личность” (Иоанн Павел II, Энциклика Laborem exercens).
Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)