Усекновение главы Иоанна Крестителя – евангельское событие, особо отмеченное в церковном календаре как литургическая память. В основе церковного воспоминания об этом событии лежит рассказ в Евангелии от Марка 6, 14-29, где также говорится, что Ирод Антипа, тетрарх Галилеи, услышав о проповеди Иисуса и творимых Им знамениях, сказал: «Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» (Мк 6, 16; ср. Мф 14, 2; Лк 9, 7-9).
Синоптические Евангелия видят причину Усекновения главы Иоанна Крестителя в том, что он обличал Ирода Антипу за беззаконный брак с Иродиадой, женой «Филиппа, брата своего» (см. Мф 14, 3). Такой брак закон Моисея рассматривал как кровосмешение (см. Лев 18, 16; 20, 21). Иоанн Креститель был заключен в темницу (см. Мф 14, 3-4; Мк 6, 17-18; Лк 3, 19-20). В Мк 6, 19-20 говорится, что Иродиада желала смерти Иоанна, тогда как Ирод Антипа «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его, и с удовольствием слушал его». В Мф 14, 5 сказано, что Ирод Антипа хотел убить Иоанна, «но боялся народа, потому что его почитали за пророка». Далее описания события Усекновения главы Иоанна Крестителя в Мф 14, 6-12 и Мк 6, 21-29 сходятся, сводясь к следующему: на пиру в день рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея своим танцем привела в восхищение Ирода, и царь предложил ей: «… проси у меня чего хочешь», а та по наущению матери попросила голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанн Креститель был обезглавлен.
В исторической оценке этого евангельского повествования обращает на себя внимание явный анахронизм: Усекновение главы Иоанна Крестителя, произошедшее, если следовать евангельской хронологии (Лк 3, 1-3; Ин 2, 20; 3, 22-24), в конце 28 или в 29 н.э., мотивируется событием, произошедшим, согласно сообщению Иосифа Флавия, позднее, ок. 34 н.э., когда ради брака с Иродиадой Ирод Антипа оставил законную жену, дочь Набатейского (Аравийского) царя Ареты (Арефы) IV, также находившегося в вассальной зависимости от Рима (см. Иудейские древности XVIII, 5, 1 § 109). Иосиф Флавий сообщает, что ок. 36 н.э. Арета пошел войной на Ирода Антипу и разгромил его войско. Это событие в народном сознании и было воспринято как Божье наказание ему за смерть Иоанна Крестителя. При составлении Евангелий (60-80-е н.э.) одно событие накладывалось на другое, отражая устное предание, обогатившееся легендарными деталями: пляской девицы (этот немыслимый в еврейском быту эпизод был призван показать невиданное нечестие Ирода Антипы), обещание ей «до половины царства», требование принести на блюде голову Иоанна Крестителя. На самом деле Иоанн, характеризуемый Иосифом Флавием как «человек праведный, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг ко другу и из благочестивых чувств к Богу собираться для омовения» (там же, 2 § 117), был заключен Иродом Антипой в крепости Махерон в Перее, а затем казнен (там же, § 119). Мотивацию казни Иосиф Флавий объясняет тем, что Ирод боялся, как бы влияние Иоанна не привело к смуте (там же, § 118). Вероятно, Ирод Антипа опасался именно проповеди Иоанна Крестителя о грядущем Мессии, поскольку в мессианских ожиданиях евреев римляне видели угрозу для своей власти.
День литургической памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя в Католической Церкви и в Русской Православной Церкви отмечается 29 августа.
о. И. Павлов
Источник: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Т. 4 (Р-Ф)