Однажды я показала знакомому священнику выложенную в соцсети песню Семена Слепакова «Люба звезда ютюба». Выражение лица пастыря становилось все более загадочным… Дослушав юмористический опус до конца, он поднял на меня глаза и я почувствовала себя «подругой Людой», которая выложила все, о чем говорится в песне, в этот самый ютюб, и приготовилась к привычному вопросу «раскаиваешься ли ты во всем, о чем только что рассказала?»
Публикуя статьи о различных явлениях современной культуры, я не раз сталкивалась с тем, что многие католики не только не смотрят, не слушают и не читают того, что весьма популярно среди их ровесников (определим этот возраст загадочным «16+»). В конце концов, это вопрос вкуса и воспитания. Но и не задумываются, почему явления подобного рода, вне зависимости от того, какой знак мы к ним приставим, столь востребованы. И что еще более важно, о том, какие вопросы ставит перед нами, христианами, общество.
Совсем недавно Папа Франциск призвал нас влиться в «средний класс святости», т.е. стать святыми каждого дня, людьми, наполняющими светом своей веры события повседневности. Но что понимать под этой повседневностью? Мыть полы с молитвой на устах, слушать в машине религиозные передачи, посвящать Богу все свои дела в течение дня? Да. И еще внимательно вглядываться в те маленькие знаки, которые подает нам странная современная культура. Смешная песня может стать поводом для серьезного разговора, в котором мы скажем всего два-три слова, но зароним в душу собеседника зернышко, которые даст свои всходы. Пусть через много лет, но даст…
Вернусь к песне про «Любу». Хорошо понятная любому представителю офисного планктона ситуация. Корпоратив. Одинокая бухгалтер не рассчитала предельно допустимую дозу алкоголя и начала вести себя странно. Выкрутасы пьяной женщины засняла на телефон ее сослуживица и ничтоже сумняшеся выложила на ютюб. Забавная запись привлекла внимание миллиона пользователей. И бедная Люба, окруженная «народной любовью», вынуждена была отправиться за Полярный круг, где нет Интернета и, соответственно, никто не будет показывать на нее пальцем. Песня смешная, как застольный анекдот…
И тут я вернусь к реакции моего знакомого священника. Мы все относимся к себе серьезно. Опускаясь на колени в исповедальне, мы ни в коем случае не ждем того, что нашу «темную сторону Луны» высмеют или просто воспримут с улыбкой. Боль, которая живет в сердце, требует излечения, а не высмеивания. А теперь представим, что на исповедь пришла вот такая Люба или ее подруга Люда. Продолжение комичной ситуации… С другой стороны, перед нами одинокая женщина, закомплексованная и мечтающая о счастье. Ей хочется красивой жизни, иначе чего в подпитии она «на колени к шефу влезла и очки с него сняла». Ей хочется любви и восхищения, именно поэтому в расторможенном состоянии она показывает коллегам странные танцы с бананом. Но в отличие от большинства из нас, чьи неблаговидные поступки остаются между нами и Богом, ее похождения увидели пользователи ютюба.
Эта женщина, обретшая счастье за Полярным кругом, вызывает не только смех, но и жалость. И еще ее история – призыв к нам, верующим, внимательнее относится к тому, что мы делаем. Скорее всего, никто не выложит на ютюб то, как мы кричим на своих детей. Никто не увидит, как мы старательно спим в метро, когда в вагон входит пожилая или беременная женщина. Никто не будет снимать на айфон, как мы посылаем кому-то вслед несколько «доброжелательных» выражений. Наши чувства пресыщены информацией и многие вещи стали восприниматься как само собой разумеющееся. Сейчас мало что значит общественное мнение, если оно не подкреплено склокой в Интернете. Да и другой человек, даже сидящий на соседней скамье в церкви, может восприниматься всего лишь как очередной френд из соцсети.
Делая вечером испытание совести, я иногда думаю: а вот если бы все, что я делаю, увидели мои френды? Мое раскаяние было бы столь же спокойным и сонным? А моя благодарность такой же чопорной и сдержанной как дама английского полусвета?
Почему я зацепилась именно за песни Слепакова? Наверное, потому что его творчество отчасти можно назвать «энциклопедией русской жизни», пусть и в рамках крупных мегаполисов. Его персонажи узнаваемы, их можно встретить на лестничной клетке, в метро или магазине. Они – в большинстве своем тот самый средний класс. Средний не только в смысле достатка, а в смысле средней статистичности.
Да и сам Слепаков, кандидат экономических наук, доигравшийся в КВН до продюссирования юмористических программ, фигура интересная и неоднозначная. Его иногда сравнивают с Высоцким. Не берусь судить о правильности таких параллелей. Обращу внимание только на то, что кумир семидесятых, казавшийся нашим родителям глотком свободы, был алкоголиком и наркоманом, что не отменяет его гениальности как актера и барда. Кумир же фанатов Комеди Клаба ведет здоровый образ жизни, много работает и для многих является воплощение современной мечты о самореализовавшемся человеке, достигшем успеха, денег и вообще всего. На первый взгляд кажется, что его не интересуют глубинные метания души. Это вам не Высоцкий! Впрочем, современный ритм жизни и не подразумевает вдумчивого прослушивания, свойственного семидесятым. Слепаков говорит о любви, семейном счастье, уважении друг к другу и еще куче важных вещей языком современных офисных работников, многие из которых за непрестанным зарабатыванием денег и желанием достойной жизни уже просто не видят света Божьего, как в прямом, так и в переносном смысле.
Пример песня «Каждую пятницу». Сотрудник офиса, который пьет все выходные напролет, а в понедельник он – «огурцом». Конечно, среди католиков такого не встретишь!!! А среди друзей и знакомых? А почему он пьет на самом деле?
Я менеджер самого среднего звена,
У меня есть дети, у меня есть жена,
Я работаю в компании “Связитерком”,
И каждый понедельник я огурцом…
Я не знаю, что будет с моей страной,
Я не знаю, что будет с моей женой,
Я не знаю, что будет с моими детьми,
Я не знаю, что будет со всеми людьми,
Я не знаю, есть ли на свете Бог,
Я не знаю, зачем Медведеву блог…
Услышав эти строки, психолог скажет про кризис среднего возраста, кризис идентичности, страх неизвестности и т.д. Взгляд верующего легко разглядит здесь самую тривиальную тоску по Любви. «Менеджер самого среднего звена» не открыл ничего нового. В его жизни просто нет смысла и… Может ли его верующий сосед, регулярно посещающий храм, исповедующийся и причащающийся, ходящий в паломничества и водящий дружбу со священниками и монахами, рассказать ему об этом Смысле? А хочет ли?
Другая песня с непотребным названием, повествующая о том, как Аня Кузнецова отчаянно полнеет. Ей хочется простого женского счастья, любви, семьи… А неуклонно растущая полнота мешает.
Что она только не делала:
После шести не ела-ла-ла,
На тренажёре бегала-ла-ла,
Углеводы с белками не смешивала-ла,
В сауне сутки потела-ла-ла,
Мазала мазями тело-ла-ла,
Пояс из шерсти носила-ла-ла,
И даже в церковь ходила.
Бедной девушке не помогает даже поездка в Тибет. И только когда ей удается по-другому посмотреть на жизнь, рядом с ней оказывается парень, готовый ее полюбить «со всеми ее недостатками».
Думаю, у каждой женщины есть такая знакомая Аня Кузнецова. Но ведь и ее страдания, и комплекс неполноценности, связанные с обширностью фигуры – это тот же поиск. И грустно, что жизнь тех христианок, которые рядом с ней, не стала для нее свидетельством того, что счастье не в фигуре, а в той радости, которая наполняет жизнь верующего человека.
И еще о двух песнях. Они в принципе похожи и посвящены семейным отношениям. Одна – от имени мужа, недавно купившего жене автомобиль. Вторая – от имени мужа, застрявшего в многочасовой пробке и вынужденного на закате тяжелой трудовой недели выслушивать бесконечные жалобы и пожелания жены.
Интересно, что и в первом, и во втором случае мужья не затевают семейную ссору, не опускаются до того, чтобы врезать жене правду-матку в глаза. Это – усталый внутренний диалог, который заканчивается … признанием в любви.
Он прервет просмотр «Глухаря», пофиг ведь ему на глухаря.
Он натянет вновь свои штаны, он весь час мечтал надеть штаны
И пойдет без шапки на мороз, не смотря на авитаминоз,
Потому что любит он тебя …
В Католической Церкви часто говорится о взаимоуважении, доверии супругов друг другу, о взаимном дарении, победе над эгоизмом. И вот мы сталкиваемся с этим во вполне себе светских песнях. В них нет натянутой романтики – только голая правда современной жизни… И любовь. Самая простая. Ради которой муж готов съесть свои претензии и обиды, разочарования и усталость.
Наверное, жизнь двух семейных пар, описанных в песнях Слепакова, стала бы более полной, приди они в Церковь. Но посмотрим, насколько они типичны. Сколько таких семей среди наших друзей и знакомых. И зададим себе вопрос: являет ли моя семья свидетельство красоты супружеских отношений? Можем ли мы преодолеть ворчание и сразу сказать о любви? Готовы ли мы промолчать или «пойти без шапки на мороз»?
Да, большинство католиков не смотрит и не слушает подобные песни. Наверное, это говорит о нашей высокой духовности! Но куда важнее, чтобы мы услышали призыв к свидетельству, который спрятан в этих песнях. Призыв к обновлению своей христианской жизни. Это призыв последовать словам Папы: « невозможно возвещать Евангелие Иисуса без конкретного свидетельства жизни. Любой, кто слушает и видит нас, должен суметь увидеть в наших действиях то, что слышит из наших уст, и воздавать хвалу Богу!»
Анна Гольдина