Русские католики, как правило, мало знают о явлениях Гваделупской Богоматери, которые Вселенская Церковь вспоминает 12 декабря. Попытаемся восполнить этот пробел.
Хотя сами явления вполне «обычны» – если вообще можно назвать «обычным» явление Марии – вся эта история покрыта тайной и даже кривотолками. До настоящего времени (несмотря на канонизацию Хуана Диего, визионера) даже некоторые францисканцы – что уж говорить об атеистах – опровергают подлинность этого явления.
Но обо всем по порядку. Мария впервые явилась Хуану Диего, новообращенному ацтеку, который направлялся на дополнительную катехизацию 9 декабря 1531 года, в виде беременной местной девушки на холме Тепейяк. Она обратилась к Хуану на местном языке и сказала ему, что Она – Мать Всемогущего Бога, и попросила его обратиться к епископу для того, чтобы возвести на месте явления церковь в Ее честь, чтобы там Она могла утешать всех скорбящих.
Епископ, испанец Хуан Сумаррага, велел Хуану Диего зайти в другой раз. В тот же день, когда Хуан Диего возвращался домой через холм Тепейяк, Мария появилась во второй раз. Реакция епископа, очевидно, настолько огорчила Хуана Диего, что он сказал Марии, что не способен исполнить Ее просьбу, поскольку он «не имеет никакой важности» в глазах епископа. Что понятно: Мексика была завоевана испанцами лишь несколько лет назад, и покоренное население рассматривалось в лучшем случае как люди второго сорта. Но Мария настояла на том, что Хуан Диего должен еще раз обратиться к епископу с той же просьбой, что он и сделал на следующий день, в воскресенье, 10 декабря. Епископ потребовал от Хуана Диего чудесного знамения, подтверждающего, что тот действительно говорил с Марией. Она снова явилась ему на пути домой и сказала, что даст это знамение на следующий день, 11 декабря.
Но весь следующий день Хуан Диего провел, заботясь о своем больном дяде, Хуане Бернардино. Только 12 декабря он вышел, но только затем, чтобы привести для своего дяди священника, чтобы он мог исповедоваться и принять Причастие перед смертью. Хуану Диего было стыдно, что он не пришел на встречу с Марией 11 декабря, кроме того, он шел вовсе не для встречи с Ней, поэтому он решил перейти холм Тепейяк в совсем другом месте… и там встретил Марию. Он сказал ей, что дядя при смерти, и поэтому он спешит. Мария упрекнула Хуана Диего в том, что он не обратился к Ней за помощью, сказав: «Не Я ли здесь, Я, твоя Мама?» (No estoy yo aqui que soy tu madre?). Она добавила, что его дядя уже здоров, поэтому Хуан Диего может спокойно подняться выше на холм, чтобы собрать цветы. Когда он поднялся, то увидел, что в декабре, когда даже редкие кактусы сморщились в каменистой земле, на холме росли прекрасные розы. Это были кастильские розы, сорт, который завоеватели еще не завезли в Мексику. Хуан Диего срезал эти цветы, собирая их в свой плащ, и спустился обратно к Марии, Которая помогла ему уложить эти цветы более удобно, чтобы сразу отнести их епископу. После некоторого ожидания его допустили к епископу, Хуан Диего высыпал розы к ногам епископа, а тот увидел изображение Марии на плаще ацтека.
На следующий день дядя Хуана Диего, Хуан Бернардино, полностью выздоровел и рассказал племяннику, что ему также являлась Мария, Которая сказала ему, что она хочет быть названа Марией Гваделупской и попросила его также пойти к епископу и рассказать о Ее явлении и чудесном исцелении и попросить построить Церковь на холме Тепейяк.
Уже 26 декабря 1531 года была построена временная церковь, куда был с процессией перенесен Ее образ.
И тут уже начинаются вопросы: дело в том, что явление «Марии Гваделупской» уже случилось всего за несколько лет до этого в Испании. Существует гипотеза, что здесь кто-то кого-то плохо понял, и имелась в виду не «Мария Гваделупа», а «Мария Кватласупа», то есть «Побеждающая змея», и действительно, один из местных кровавых богов был изображаем в виде змея.
Но этого мало: тот самый епископ, Хуан Сумаррага, которому пришлось построить часовню на месте явления, за свою жизнь написал много разных поучений в вере и разных других текстов. Но ни в одном он не упомянул о явившейся Марии. Хуже того, он предостерегал людей, чтобы они не доверяли всяким явлениям!
Правда, многочисленные обстоятельства сложились так, что ему было за что невзлюбить именно эту Марию.
Ей почему-то вздумалось явиться в виде представительницы народа инка, а не в виде испанки или в крайнем случае еврейки. Она явилась в странном месте: на холме Тепейак местные жители почитали страшного бога войны Уицилопочтли. Археологи считают, что ему приносили до 7000 человеческих жертв ежегодно. Ради приношения этих жертв народы инка вели войны, что ослабило их перед лицом завоевателей. Кроме того, на холме Тепейак поклонялись матери этого бога войны, Коатликуэ. Ей приносили в жертву еще не родившихся детей, вырезая их из утробы матерей. Испанцы прекратили эти жертвы всего за несколько лет до этого. И прямо на этом месте является беременная Мария.
Еще одна вещь, которая могла не понравиться епископу – это… брошка с крестом на шее Марии. Такие брошки означали религиозное посвящение человека. Например, некоторые жрецы носили на шее именно такого размера и формы зеркала.
Помимо всего этого, епископ Хуан Сумаррага… не был епископом во время явления Марии. Он был назначен епископом в 1530 году, но рукоположен в епископы только в 1533. То есть в декабре 1531 года, во время явления, епископом он формально не был, но лишь исполнял обязанности.
Кстати, обязанности свои он исполнял в силу обстоятельств не так уж хорошо: помимо епископства, он был назначен испанской короной «Защитником индейцев», но ему не дали ясных инструкций и полномочий по поводу того, как именно и перед кем он должен защищать местных жителей. Индейцы жаловались ему на многочисленные притеснения и несправедливости, его же братья-францисканцы требовали от него защиты народа инка от злоупотреблений завоевателей. Итак, Хуан Сумаррага должен был восстать против светской администрации, не имея четких полномочий и даже не будучи формально епископом. Естественно, он мог только писать письма в Испанию, ища справедливости, но его письма перехватывали. Местные светские власти иногда даже нападали на священников, защищавших местных жителей, а несчастный Хуан Сумаррага мог в лучшем случае наложить интердикт (т.е. отлучить от Причастия) на определенный город.
Дошло до того, что враги Хуана Сумарраги оговорили его перед двором и в мае 1532 года ему пришлось плыть в Испанию, чтобы отстаивать свое доброе имя. В результате его все же рукоположили в епископы в 1533 году и отправили обратно в Мексику. Но все это означает, что ему было вообще не до явления Марии, он был занят совсем другими делами и, вероятно, именно поэтому ничего об этом явлении не написал.
Если же мы внимательно рассмотрим изображение Марии на плаще Хуана Диего, то все наши сомнения в его подлинности отпадут.
Прежде всего, сама ткань этого плаща. Он сделан из волокон кактуса, это очень грубая материя, которая обычно служила своему хозяину-бедняку примерно 10-15 лет, а затем истлевала. Нигде не сказано, что плащ Хуана Диего был новым, вероятно, он уже его использовал в течении нескольких лет, причем не только в качестве одежды, защищающей от холода, но и для сбора урожая зерновых. Итак, ткань, которая в нормальных условиях истлевает после 15 лет, сохраняется уже более 400 лет. Причем стеклянный саркофаг для изображения был сделан совсем недавно. Очень долго плащ висел в церкви, открытый для всего, и перед ним горели свечи. Изображение никто никогда не очищал от копоти, а яркость красок остается. В определенные моменты к изображению были сделаны различные добавления: Марии дорисовали корону, были покрашены в другие цвета различные детали. Сейчас все эти добавления исчезли от времени.
Кстати, о красках: они были исследованы несколькими учеными-химиками и все сошлись во мнении о том, что эти краски не органические и не минеральные. Но никаких других не было до середины 20 века!
Цвета изображения тоже важны. Плащ Марии явно свидетельствует о ее царском достоинстве – плащ сине-зеленого цвета имел право носить только правитель ацтеков, что подтверждается многочисленными местными изображениями. Одежду красного цвета (как у ангела, держащего Марию) носили местные катехумены, поэтому скорее всего этот ангел – олицетворение Хуана Диего. Лицо ребенка, но с залысинами, как у старика – испанцы дорисовали ему волосы, но со временем краска отвалилась. Старик для ацтеков – мудрец, здесь он выступает корнем для прекрасного цветка – Богородицы. Кроме того, мы видим у ангела крылья орла. Орел считается у ацтеков приближенным к солнцу, поэтому он может передать людям сущность солнца. Имя Хуана Диего до Крещения было «Куаухтлатоатцин», что переводится как «говорящий орел» или «говорящий с орлом».
Исследовано положение звезд на плаще Богородицы: они отражают реальное положение созвездий именно в день явления Марии. Исходя из положения звезд можно точно указать конкретное место в Мексике (а именно, холм Тепейак), с которого звезды были видны именно так. Количество звезд – 46 – совпадает с количеством хромосом у человека. Наклон оси Земли 23,5 градусов – ровно настолько наклонено лицо Марии.
Этот длинный рассказ далеко не исчерпывает тайны изображения Марии Гваделупской. Но не стоит злоупотреблять вниманием читателя. Главное то, что Мария пришла к завоеванным, униженным людям и возродила их к новой жизни. До явления среди местных жителей Латинской Америки были лишь отдельные обращения. После явления за короткое время обратились в христианство несколько миллионов (!) человек. Кстати, тот самый епископ Хуан Сумаррага писал инструкции о том, как проводить массовые Крещения.
Светлана Шишкина
Изображение: Wikimedia
Я так и не понял – инки или ацтеки? Это два совершенно разных народа, а лучше сказать – цивилизации, которые автор все время путает От Мексики до Перу очень большое расстояние, так что едва инки с ацтеками даже встречались